Мебель в древнем и в современном мире

Сегодня мы подготовили материал по теме: "мебель в древнем и в современном мире" с советами и комментариями.

Мебель в древнем и в современном мире

Древний мир мебели. Я думаю разгадать, кто и когда придумал мебель практически будет невозможно, но можно сказать с уверенностью, что ее появление связано с периодом, когда женщины стали беспокоиться о том, как можно создать уютное и комфортное жилище, тем самым заставляя и без того уставшего мужа после охоты, делать столь нужные предметы для быта. По словам археологов, мебель является самостоятельным и абсолютно необходимым предметом интерьера, которая предположительно свое начало берет в Древнем Египте, о чем могут свидетельствовать фрагменты мебельных шедевров, которые были найдены при раскопках.

При их создании была использовано черное эфиопское дерево, слоновая кость, тростник, папирус, кожа и сухожилия животных.

В свою очередь, мебель которая была найдена в древних погребениях богатейших особ (фараонов, жрецов), могли поразить, как своей роскошью, так и замысловатостью.

Современный мир мебели. В наше время можно сказать, что производство мебели является целой индустрией, которая занимает огромную нишу в мировой промышленности.

И хоть огромное разнообразие представленных на рынке моделей диктует свои стандарты (как, например, то, что кресло руководителя непременно должно быть кожаным), у покупателя до сих пор остаётся огромное поле для реализации своей дизайнерской фантазии.

В настоящее время, дом без мебели даже представить очень сложно. Каждый год в мебельном мире можно увидеть новые произведения искусства: комоды, шкафы, столы, стулья и т.п.

После них устаревшие модели можно приобретать со скидкой.

Я думаю очень многим людям известно, что существуют работа, которая создана руками мастера, но также можно встретить и растиражированные копии или серийные изделия, которые создавались по образцам.

Я на верное не раскрою большой секрет, если скажу, что авторская работа ценится гораздо выше, нежели копия самой работы или серийные виды.

Современный рынок мебели помимо привычных нам всем элементов интерьера, также может предложить и необычные аксессуары. К примеру, чего стоит один стол – трансформер, сделанный на основании механизма трансформации с выдвижным ящиком.

Немаловажным требованием, которая предъявляется к мебели в современном мире является и его практичность.

То есть она должна иметь не только красивым вид, но а также быть удобным и практичным, в связи с этим производители перед собой ставят все новые и новые задачи.

Строй-справка.ру

Отопление, водоснабжение, канализация

В первобытную эпоху первоначально человек обитал в естественных пещерах, и оборудование древнейшего жилища связано с возникновением очага и стабильного ложа — главных элементов всякого жилища.

Ко времени перехода первобытных общин к оседлости относится и появление мебели как результат развития способов обработки древесины. Древнейшие мебельные изделия изготовляли из частей дерева, которые больше всего соответствовали назначению предмета (рис. 2.1). Со временем человек перешел от готовых природных форм к целенаправленному изготовлению различных предметов утвари, в том числе и мебели в ее простейших формах.

Рис. 2.1. Табуреты из целого деревянного чурбана

Примеры мебели различных древних племен, дошедшие до нас в традиционном виде, показаны на рис. 2.2. Древнейшая постель человека состояла из настилаемых на землю толстым слоем свежих веток, а вместо подушки использовали головную скамейку.

В первобытном хозяйстве не было стульев, люди сидели на матах или шкурах, камнях или пнях. Однако, чтобы подчеркнуть привилегированное положение вождя или жреца выполнялись с особой тщательностью сиденья с опорами в виде фигуры человека или животного, какие можно было видеть в недавнем прошлом у ряда племен Африки.

Рис. 2.2. Мебель различных племен: а — сундучок; б— подставка для головы; в — резное деревянное сиденье

Искусство Древнего Египта дало начало европейским стилям. Здесь впервые появился развитый стиль, который отличался строгостью и упорядоченностью и выражался в художественных формах, сохранившихся в течение многих тысячелетий.

Древнему Египту принадлежит честь изобретения собственно мебели. Мебель стали делать после того, как научились распиливать стволы деревьев на доски. Первоначально, конечно, существовал обычай сидеть на земле. Затем появились низкие скамеечки и стулья, а потом у богатых египтян — парадные стулья. Форма стула со спинкой стала основой для всех последующих форм стульев. Египтяне также впервые ввели форму поднятого над полом ложа.

Рабы и свободные ремесленники, позднее специальные мебельные мастера изготовляли различные типы мебели: сундуки, ларцы, шкафы, кровати, табуреты, стулья, столы, подставки для головы вместо подушки (рис. 2.3).

Мебель дворцов отличалась от мебели жилища простого народа не столько конструкцией, сколько ценностью материалов, богатством и изысканностью украшений. В отделке мебели применялись яркие краски: красная, желтая, черная, коричневая, голубая, зеленая и белая. Орнамент в мебели имел символическое значение (солнечный диск, змея, пальма, папирус и т. д).

Рис. 2.3. Мебель Древнего Египта:
а — головная скамейка из черного дерева; б — трон; в — стул с опорами в виде лап животных; г — каркас ложа

Типы кресел и стульев разнообразны (рис. 2.3,6, в). На них клали мягкие подушки или тюфяки, которые покрывали сиденье, а иногда и спинку. Основная форма— спинка с отвалом, сложные профили ножек, оканчивавшиеся скульптурными львиными лапами, проножки. Табуреты изготовляли на трех ножках с седловидным сиденьем из натянутой ткани. Формы ножек разнообразные — квадратные, круглые, расходящиеся наружу и т. д.

Переносные сундуки и ларцы для хранения одежды, утвари и запасов пищи изготовляли в форме параллелепипеда на четырех ножках, снабжали двускатными или округлыми крышками, украшали фигурными фризаци. Применяли также роспись, инкрустацию слоновой костью.

Столы разнообразны по конструкции и назначению: низкие, высокие, переносные и стационарные, рабочие, декоративные, совсем низкие для настольных игр, обеденные на колоннообразной опоре со столешницей с приподнятыми краями.

Египетская цивилизация создала и форму ложа —кровати (рис. 2.3,г). На деревянную раму натягивали веревки или ремни, образующие эластичный настил в виде сплошного плетения или сетки.

Древняя Греция. Художественную культуру Древней Греции (VI—IV вв. до н. э.) отличают простота, правдивость и ясность композиций, гармоничность и пропорциональность общих форм и всех частей, пластичность, тесное единство архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений (рис. 2.4).

Древнегреческая архитектура развивалась в двух основных ордерах (дорическом и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э. и которые нашли отражение и в дизайне мебели.

Читайте так же:  Прививка черенком

Созданная греками мебель проста и удобна (рис. 2.5 j. Типы мебели немногочисленны: лари-сундуки, столы, табуреты, стулья, кровати. Утилитарное назначение сочеталось с художественной формой. Мебель делали из дерева (клен, самшит, кедр, олива, пальма, орех и черное дерево), бронзы и мрамора. Технология производства мебели была достаточно высока. Грекам были известны рамоч-но-филенчатая вязка, гнутье с помощью пара древесины, техника изготовления шпона.

Мебель для сидения была разнообразной. Известны два типа кресел. Более ранняя форма (рис. 2.5,а) похожа на трон жителей Востока. Подобные кресла были парадными и предназначались для аристократов. Второй тип кресла — легкий элегантный клисмос (рис. 2.5,6), — делали преимущественно для женщин, их изготовляли из гнутой древесины с применением бронзы.

Ложе-клине (рис. 2.6) состояло из неглубокого ящика на вертикальных стойках-ножках, расписанного пальметтами и меандрами.

Сначала клине использовали только для сна и отдыха, а затем и для трапезы.

Рис. 2.4. Стилевое единство предметно-пространственной среды Древней Греции:
а — фрагмент Парфенона; б—одежда; в— фрагмент капители Эрехтейона; г — золотой гребень; д — ваза

Рис. 2.5. Мебель (Древняя Греция): а — кресло; б— клисмос; в — стул; г — ложе-клине; д — табурет

Рис. 2.6. Ложе-клине (VI в. до н. э.)

В интерьере жилища были распространены как маленькие ларцы и шкатулки, так и крупные сундуки, часто отделанные богатой резьбой из слоновой кости и золотом.

В решении греческой мебели большое значение имел цвет. Резные и инкрустированные орнаменты были ярко раскрашены.

Древний Рим. На образование стиля древнеримской мебели большое влияние оказали Греция, Египет и страны Востока, присоединенные к Римской империи. Формы древнеримской мебели при изяществе и изысканности страдают некоторой перенасыщенностью орнаментацией и излишеством украшений.

Изготовляли мебель из древесины кедра, туи, оливы, ясеня и клена, иногда из самшита, пальмы, платана и черного дерева. Для отделки использовали бронзу, мрамор, золото, серебро, слоновую кость, рог, панцирь черепахи.

Мебель (рис. 2.7) в жилых домах была немногочисленна. В атриуме стояли мраморный стол с украшениями и деревянный сундук, отделанный металлическими пластинами, иногда портретный бюст хозяина и статуи.

В обиходе были различные типы мебели. Деревянные кровати с одной спинкой-изголовьем украшали бронзовыми, серебряными и костяными накладками. На раму кровати натягивали сетку из ремней. Матрасы и подушки сначала набивали шерстью, позднее гусиным пером и пухом. Помимо кроватей изготовляли различные клине, которые устанавливали вокруг круглого стола.

Столы были настоящими произведениями искусства. Особенно ценились круглые обеденные столы из лимонного дерева на одной ножке из слоновой кости. У прямоугольных столов сплошные боковины покрывали глубокой рельефной резьбой. Крышки делали гладкими или украшали мозаикой, каменной инкрустацией.

Для сидения (рис. 2.8) изготовляли стулья и кресла различных типов для должностных лиц — курильные кресла с квадратным сиденьем и ножками Х-образной формы, для высших должностных лиц — скамьи без спинки с двойным сиденьем — бицеллиум, для женщин — особые стулья с удобной полукруглой спинкой — катедрой.

Широко применяли плетеную мебель для сидения, которая была совершенна по форме и техническому исполнению.

Рис. 2.7. Интерьер древнеримского жилого дома

Рис. 2.8. Мебель в Древнем Риме: а, б — столы; в — плетеное кресло

Мебель в древнем и в современном мире

Культура любой народности проходит свой определенный путь развития, меняясь на каждом этапе. Нередки случаи, когда финальная стадия совершенно не напоминает свой прообраз. Как правило, все начинается с изготовления самых примитивных предметов, немного улучшающих бытовые условия. В дальнейшем начинается меняться форма, появляются декоративные украшения. Но однажды случается довольно резкий поворот – изменяются стили, формы и т. п. В основном это происходит под влиянием более сильных стран.

Но бывает и наоборот – могущественные государства, захватывая территории других стран с уже устоявшимися направлениями архитектуры, оформления жилых помещений, не насаждают свою культуру, а полностью перенимают стили у порабощенных народов. В лучшем случае минимально изменяется внешнее оформление.

Посмотрим, как такое случилось на примере различных видов мебели Древнего Рима, сумевшего покорить немало государств, создавшего Великую Римскую Империю.

История дивана: от древних римлян до Сальвадора Дали

Римляне на пиру

Знайте, что делать свои дела лежа — прерогатива преуспевающих людей, хозяев жизни, как модно было говорить в 90-е! Прекрасный пример всему миру показали древние римляне — непобедимые завоеватели, просвещенные науками, избалованные развлечениями и телесными удовольствиями. Не спешите и не суетитесь! Расслабляйтесь в позе победителя — лежа или полулежа, прилюдно или в одиночестве. А лучше всего для этого предназначен диван!

Римляне пировали, лежа на клине или триклиниях — удобных лежанках с приподнятым изголовьем. Они были мраморными или бронзовыми, устеленными для мягкости покрывалами и подушками. Лежа на боку, опираясь на одну руку, или на животе, гости брали еду с низких столиков, уставленных яствами. Проводить день в неподвижности было прерогативой высшего класса. Римские знатные матроны, например, принимали гостей тоже лежа или полулежа на клине. Эту античную моду с удовольствием переняли светские красавицы 19 века. Однако, об этом позже.

Древнеримский барельеф: знатный римлянин на пиру.

Символом роскоши и преуспевания были диваны и на Востоке. Широкие тахты без ножек с мягкими шикарными подушками из дорогих тканей так и манили прилечь. На них знать проводила день в праздности. Здесь ели и пили, курили кальян и вели беседы. А утомившись от бесед можно было поспать, не сходя с места.

Восточная красавица курит кальян на диване

Европейцы пошли другим путем. Диваны и диванчики, которые появились в 17 веке — начале 18 века во Франции, были далеки от восточных. На них не принято было величаво возлежать или попросту валяться. Да и попробуй развались в тогдашних костюмах, — в корсетах и огромных юбках на каркасе. В них лучше всего было красиво стоять или присесть на краешек канапе и кушетки. Именно канапе и кушетки и стали первыми разновидностями европейских диванов. Кому-то пришло в голову объединить несколько составленных вместе стульев, а, может быть, расширить кресло так, чтобы в нем поместились трое-четверо. Так и получилось канапе. Эдакая сороконожка — с шестью или восьмью ножками. Также канапе было снабжено тремя спинками и двумя подлокотниками по бокам. Позже спинки слились все-таки в одну, порой ассиметричную, хотя существовали канапе и с несколькими спинками. На таком диванчике принято было чинно сидеть и беседовать, лучше всего, конечно же, о любви.

Читайте так же:  Предотвращение болезней растений

Канапе в стиле рококо с одной спинкой

Знаменитая кушетка, как считается, взяла начало именно от античных лож — клине. Свое название кушетка получила от французского couche — «ложе, постель» или coucher — «укладывать». Появились она в 17 веке, классический вид приобрело в начале 18-го века. В отличие от канапе, кушетки не имеют подлокотников. Эта невысокий диванчик, с одной стороны у которого есть изголовье или круглый валик. Можно встретить кушетки с небольшой ассиметричной спинкой.

В эпоху ампира, когда стала модной одежда и мебель в античном стиле, на кушетки в красивых позах улеглись светские дамы, подражая древнеримским матронам. Мода эта была чрезвычайно сильна при Наполеоне. Ведь задумав создать из Франции великую мировую империю, он подражал Древнему Риму. Красавицы в античных туниках (уже без корсета) принимали гостей полулежа на кушетке. Поза эта, чрезвычайно живописная и соблазнительная, позволяла выставить ножки в хорошеньких туфельках, которые в обычной жизни показывать было неприлично. Их также можно было поставить на маленькую скамеечку. Лежа на кушетках вели беседы, музицировали, читали стихи. Одно условие — возлежать могла только хозяйка гостинной, гости вели себя более сдержанно.

Рафаэль Джианетти, «Красавица Помпей». Вот так в 18 веке представляли себе античных красавиц, и светские дамы старались их копировать

Красотка в стиле ампир подражает античным матронам. Ривьер. «Портрет дамы с лирой», 1806 г.

Светские дамы на кушетке кокетничают с молодым франтом

Одна из разновидностей кушетки — рекамье — получила свое название по имени известной красавицы наполеоновского Парижа мадам Рекамье. Известная законодательница мод и покровительница искусств она собирала в своем салоне политиков, художников, писателей и прочих властителей дум. Мадам увлекалась античностью. Специально для нее была изготовлена кушетка, в точности повторяющая рисунки с фресок, найденных при раскопках в Помпеях. Это кушетка с двумя изголовьями по бокам и без спинки.

Жак-Луи Давид, портрет мадам Рекамье на одноименной кушетке, 1800 г.

Россия не осталась вдалеке от диванной моды. До России диваны добрались в середине 18 века. Это были восточные широкие диваны с мягкими подушками. Они, возможно, больше подходили русской натуре, воспитанной на печи. Считается, кстати, что моду на восточные диваны завел граф Потемкин. Однако, вскоре до России дошли и французские моды — и кушетки, и канапе, и лежащие на виду у всех красавицы.

Диваны. Перезагрузка

В 20 веке европейские и восточные веяния соединились. Наиболее популярные диваны сегодня — широкие, невысокие, мягкие и удобные. Эти качества они взяли от восточных прототипов. От западных современные диваны получили ножки, спинки и подлокотники. Кроме того, в 20 веке некоторые диваны соединились и с другими предметами мебели. В начале века стали делать диваны, совмещенные со шкафами, этажерками, горками, баром. На протяжении столетия эта тема развивалась в соответствии с достижениями науки и техники — например, появились диваны со встроенными телевизорами или столиками для компьютера.

Современная кушетка-рекамье с полками

Диван со встроенным телевизором

Кроме того, 20 век совершил настоящую революцию в диванном деле — стали применяться достижения науки новой ортопедии, современные технологии для создания удобного сидения. Отличный пример — знаменитый архитектор и дизайнер Ле Корбюзье. В 1928 году он создал просто революционные для того времени кушетки на пружинящем каркасе из гнутых стальных трубок и кубические диваны, втиснутые в хромированный металлический каркас.

Знаменитая пятнистая кушетка Ле Корбюзье стала новым словом в мебельном деле и настоящим символом сладкой жизни в 20 веке. На ней возлежат с бокалом в руке голливудские звезды, которые наследуют римский дух — они всего добились и им некуда спешить. Еще один хит от Ле Корбюзье — кубические кожаные диваны. Прошел уже почти век с их создания, а они до сих выглядят модно и современно.

Диван и кушетка по эскизам Ле Корбюзье

Слева: таким Ле Корбюзье представлял интерьер для своей мебели, фото 1929г. Справа: эскиз кубического кресла

Не забывайте, что диван стал еще и объектом искусства. В 20 веке дизайнеры и художники сделали диван одним из объектов для приложения своей творческой фантазии. На эти диваны и садиться-то не стоит — не дай боже, нарушишь задуманный образ! Хороший пример — это пожалуй, самый известный диван в мире — диван-губы от Сальвадора Дали. Алый диван, очертаниями повторяющий форму губ скандально известной в 30-е годы в Америке звезды Мэй Уэст, появился в 1937 году.

Комната Мэй Уэст в театре-музее Сальвадора Дали

А каков диван в видении современных дизайнеров? Вот, к примеру, диван от иконы современного дизайна Филиппа Старка. Элементы дивана, соединенные между собой, можно расположить, как вам заблагорассудится — установить спинку под нужным углом или совсем опустить в виде изголовья, сделать подлокотники или превратить диван в одно большое ложе. В общем, настоящий диван-возможность. Здесь можно чинно сидеть, вольготно лежать, свернуться клубочком и т. д.

Диван и кресло-трансформеры от Филиппа Старка

Казалось бы, такая простая и привычная вещь — диван! А как увлекательна его история — в ней есть свои открытия и даже революции. Кстати, следы и мотивы разных эпох из истории диванов можно проследить, изучая коллекцию мягкой мебели Юнитекс (http://www.unitex.ru/sofas/). Здесь и современное видение классической кушетки (из серии «Крофорд» http://www.unitex.ru/sofas/kroford.phtml), и футуристического вида диваны, вдохновленные французским канапе (диваны «Клерк» http://www.unitex.ru/sofas/klerk7.phtml), и мебель по мотивам эскизов великого Ле Корбюзье (диваны «Бисмарк» http://www.unitex.ru/sofas/bismark.phtml и «Кай» http://www.unitex.ru/sofas/kay.phtml).

Диваны «Бисмарк» и «Кай»: мягкие кожаные подушки строгих форм в сочетании с хромированной сталью — блестящая идея Ле Корбьюзье

Оригинальное сочетание старинной темы канапе и футуристических форм мебели «Клерк»

Античные формы кушетки «Крофорд» и современное понимание роскоши и удобства. Никакого мрамора или бронзы — только мягчайшая кожа!

Admin comments: диваны и кресла для отдыха из ассортимента ЮНИТЕКС показаны на нашем сайте.

История становления и развития дизайна интерьера

На протяжении всей истории человечества, оформление и организация жилого пространства постоянно менялось. Со сменой эпох и модных тенденций менялись наши представления о красоте, удобстве, стиле, появлялись абсолютно новые формы мебели и планировки жилья.

Читайте так же:  Польза красного вина или вред мнение кардиолога

Первоисточник возникновения дизайна – стремление украсить своё жилище

Потребность в жилище существовала у человека испокон веков. Походу усложнения культурных традиций, обычаев, религиозных верований, а также изменения моральных норм, представлений об удобстве, красоте и стиле сменялись исторические стили интерьера. В современном обществе стиль интерьера, мебель играют достаточно важное значение, дом становятся не просто домашней обстановкой, а служат для удовлетворения эстетических потребностей владельцев.

Производство мебели в Древнем Риме – материалы, инструменты, технологии

Как и все народности, древнеримские мастера основную часть мебели изготавливали из древесины. Использовались ее различные породы – туя, кедр, ясень, олива, клен. Для интарсии применялись – пальма, самшит, платан, черное дерево. Как и греки, более солидную, дорогостоящую мебель выполняли из камня (в основном, мрамора), отливали бронзовые изделия сложной формы.

Римляне переселяли из Греции мастеров, передающих свои знания местным столярам. В их распоряжении был практически полный набор ручных инструментов – рубанки, стамески, долота. Точеные детали со сложным профилем обрабатывались на токарных станках лучкового типа.

Переняв все основные виды мебели у греческих мастеров, римляне немало потрудились над ее оформлением. Поскольку они старались окружить себя роскошью во всем, начиная с одежды и кончая архитектурой, то и мебель не оставили в стороне. В отличие от греков, предпочитающих в оформлении темы растений и животных, римские мастера намного обогатили существующие стили, добавив лавровые венки, лотосы, играющих амуров и психей.

Для подчеркивания богатства и роскоши многие виды мебели украшались резными узорами, декоративными накладками из серебра, драгоценных камней, слоновой кости, панциря черепахи. Часто такие изделия страдали от излишней перенасыщенности и излишества украшений. Однако, декоративные розетки и подобные накладные элементы помогали скрыть погрешности изготовления.

Какие новые технологии освоили римляне? Их мастера владели гравировкой, позолотой, инкрустацией, мозаикой, более богатой резьбой по дереву, камню. Из совершенно новых технологий – металлическая пластика, изготовление плетеной мебели для сидения (практически не изменившаяся до нашего времени). Недорогие плетеные кресла были совершенны как по конструкции, так и по изготовлению.

Необычный путь развития культуры Древнего Рима

Из истории нам известно, что римляне были весьма воинствующим народом. Овладев территориями вокруг своего города, они продолжили усиливать армию, чтобы в дальнейшем расширить свои границы до «окраин света».

Что и было успешно воплощено в жизнь. За довольно короткий период были покорены весь Аппенинский полуостров, Карфаген, Греция, все эллинические государства. Даже могучему Египту пришлось оказаться под римской властью – он стал его провинцией. Римская тень простерлась над всем Средиземноморьем.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как правило, все завоеватели стараются максимально насадить свою веру, культуру среди покоренных народов. У римлян все пошло не по накатанному пути – в начале своих захватнических походов они намного отставали от более развитых стран, например, Греции, Египта. Вероятно, поэтому они в первую очередь переняли у древних греков практически всю культуру, начиная от религии и кончая архитектурой, различными типами мебели.

Конечно, была проведена определенная адаптация под свои основы, но она была минимальна. Разглядывая образец мебели, изготовленный древнеримскими ремесленниками, можно не задумываясь сказать, у какого народа он был позаимствован – Греция, Египет, страны Азии… Влияние греческой культуры становится максимальным после 146 года до н. э. (полное завоевание Греции).

Нельзя утверждать, что в Риме изготавливали точные копии греческой мебели – основа была оставлена, а с течением времени были разработаны собственные стили декоративной обработки, украшения изделий. Наивысшего расцвета мебельное производство достигло в период правления императора Августа (31-14 года до н. э.).

Заключение

Древний Рим, пройдя довольно интересный путь развития культуры, сумел, переняв у Древней Греции практически все виды мебели, превратить их в мебель собственного «римского» стиля. Главное, что они внедрили – это нигде не повторяемые способы декорирования поверхностей. Резьба и рельефные украшения стали намного богаче, появились позолоченные детали, металлическая пластика (чеканка).

Одним из главных признаков римской мебели являлось частое перенасыщение узорами, придающее иногда аляпистость изделию. Однако, трудно утверждать, являлось ли это минусом в императорские времена.

Римское искусство является заключительной стадией всего античного искусства. Но оно не пропало бесследно, к римскому стилю постоянно обращались дизайнеры, создав, например, романский стиль.

«Наполеоновский» стиль (ампир) стал практически точной копией стиля Древнего Рима.

  • Мебель в Древней Греции
  • Мебель в Древнем Египте
  • История бумажной мебели
  • Мебель в древнем мире.

    Первая мебель была изготовлена нашими предками в тот период, когда они освоили земледелие и перешли к оседлому образу жизни. В Европе в районе деревни Сара Брэ на островах Окни в Шотландии были найдены остатки мебели, датируемые каменным веком – приблизительно 2000 г. до н.э. Это были каменные кровати и некое подобие привычных нам буфетов. Жили в то время на территории современной нам Европы земледельцы в каменных жилищах, крыши которых были покрыты китовым усом и дерном.

    Тем временем в Египте богатые египтяне жили в больших комфортабельных домах со множеством комнат. Стены были окрашены, а полы выложены цветной плиткой. Внутри таких жилищ была деревянная мебель – кровати, стулья, столы и даже сундуки, используемые так же, как сегодня мы привыкли использовать комоды. Вместо подушек богатые египтяне использовали деревянные подголовные валики. Обычные же жители Египта жили в домах гораздо более простых – слепленных из глины и грязи. В жару они спали на крышах, да и большую часть времени проводили вне дома. Мебель простых египтян была довольно примитивной – они сидели на каменных скамьях вдоль стен и использовали корзины из тростника и деревянные крюки на стенах для хранения вещей.

    В Древней Греции даже в богатых домах мебель была максимально простой. Греки хранили вещи в деревянных сундуках, либо развешивали их на деревянных же крюках на стенах. В богатых домах также встречались буфеты, позволяющие демонстрировать гостям богатые кубки – в современном мире их роль стенки с застекленными шкафчиками и витринами, в которых хозяева выставляют ценные статуэтки, дорогой фарфор и прочие свидетельства успеха и процветания. Для отдыха древним грекам служили кушетки, используемые также и как кровати. Кушетки представляли собой деревянную раму, затянутую веревочной сеткой и застеленную сверху циновкой или ковриком.

    Читайте так же:  Почему молодые отпрыски малины почернели

    Богатые римляне, в отличие от греков, любили роскошь – в их домах встречались застекленные окна, мозаичные панно и даже (в северных провинциях империи) древние системы центрального отопления, в которых теплый воздух циркулировал под полами и между двойных стен помещения. Мебель в таких домах была не только роскошной, но и комфортной – с красивой резьбой и мягкой обивкой. Римляне принимали пищу, возлежа на кушетках. Для освещения использовались масляные лампы. Бедные же сограждане патрициев использовали существенно более простую мебель.

    Жизнь даже богатых саксов была весьма суровой, так что их мебель была максимально простой. Обычно в древнесаксонских домах была только одна общая для всех комната. Знатные жители для сна использовали кровати с соломенными тюфяками и подушкам, бедняки же и вовсе спали прямо на полу.

    О мебели древних саксов известно очень мало, мы знаем только лишь, что она была очень простой и тяжелой – деревянные скамьи и столы. У знатных саксов стены были украшены гобеленами, но даже в замке правителя окна не имели остекления.

    Офисная мебель и всё вокруг неё

    Различные виды мебели в Древнем Риме

    Культура и искусство Древнего Рима достигли наивысшего расцвета в период императорской власти, были сложнее и многограннее по сравнению с греческими. Судя по описаниям, рисункам, археологическим находкам римский дом был богато оформлен от мозаичного пола до кессонных потолков.

    Соответственно, такие помещения и должны были быть обставлены на высоком уровне. Римляне великолепно справлялись с этой задачей – вся мебель была изготовлена на высоком уровне, богато оформлена. Нередки случаи, когда перенасыщенность украшений придавала некую аляпистость изделию, но на это предпочитали закрывать глаза. Тем более, что в производстве мебели участвовали покоренные греки и рабы – желание господина для них было законом и за эстетическую сторону они не несли ответственность.

    Всю древнеримскую мебель можно условно разделить на две крупные группы:

    · мебель, изготовленная их дерева, украшенная резьбой, инкрустацией, позолотой, декоративными накладками из различных ценных материалов;

    · мебель декоративная, неподвижная. Она изготавливалась из мрамора (белого и цветного), украшалась мозаикой.

    Также существовала бронзовая мебель, она стоит ближе к первому типу. Мебель всех групп имеет общие пропорции и стили декоративных украшений.

    Обратите внимание: вся древнеримская деревянная мебель повторила судьбу греческой – ни один ее образец не сохранился до нашего времени. На фотографиях изображена мебель, восстановленная современными мастерами по описаниям, рисункам.

    Рассмотрим, какая мебель была в обиходе у римлян, какие у нее были отличия от древнегреческих образцов.

    Мебель для сидения

    Римляне использовали несколько видов мебели для сидения. Все они имели общее название «селла» (sella) и разделялись на три категории:

    Табуреты без спинки (sella, scamnum, subsellium) изготавливали из бронзы, древесины с точеными ножками, плоским сиденьем. Одним из самых распространенных видов табуретов были почетные курульные или парадные (sella curulis), он предназначался для чиновников высшего ранга – консулов, преторов. Изначально он изготавливался, как и его дальний египетский родственник, в складном варианте – Х-образные ножки и мягкое сидение. Более поздние варианты сохранили только форму, их выполняли уже без возможности складывания.

    Почетные курульные стулья для глав семейств – solium располагались в храмах, купальнях, таблиниумах, имели свое постоянное место. Их часто выполняли из мрамора с рельефными узорами, ножками в виде звериных лап. Для удобства рядом располагалась скамеечка для ног (scabellum).

    Солидным изделием было sella imperatoris – курульное императорское кресло, сидеть на нем имел право только император. Оно имело высокую спинку, подлокотники в виде грифонов, сфинксов, львов и т. д. Все кресло было богато украшено различными узорами, драгоценными камнями.

    На базе греческого клисмоса был создан более массивный cathedra с полукруглой спинкой. В отличие от Греции, им пользовались как женщины, так и мужчины.

    Также были широко распространены особые скамьи – bisellium, двухместная парадная скамья, сидеть на которой имел право только один человек. Этим подчеркивалась честь, оказанная ему за особые заслуги.

    Кровати, ложа

    Большую часть времени римляне проводили в положении полулежа. Как и греки, они не только принимали пищу, но и решали множество вопросов, возлегая на ложе – читали, писали, заключали различные сделки.

    Ложе для принятия пищи (lectus tricliniaris) изготавливали по типу древнегреческого – высокие точеные или резные ножки, плетеное основание, на которое укладывали матрасы, подушки.

    Для проведения обеда и последующих бесед три ложа располагали в П-образном порядке вокруг прямоугольного стола.

    Кровати для отдыха (lectus cubicularis, lectus genialis) имела мягкую обивку и богатую драпировку. Ножки выполнялись точеными или резными сложной формы. Высота таких кроватей была значительно ниже, чем у ложа. Уровню знатности владельца соответствовали богатые и сложные украшения из серебра, золота, инкрустации слоновой костью, панцирем черепахи.

    На базе кроватей этого типа возникли носилки, используемые знатными римлянами для передвижения по городу.

    Столы

    Разновидностей столов было немного, но практически все они представляли собой произведения искусств. Круглые столы опирались на три ножки, выполненные в виде сильно изогнутых звериных лап с богатым украшением.

    Прямоугольные столы не имели отдельных ножек и опирались на две параллельные плиты. Они всегда были украшены рельефными узорами.

    Столовые доски выполнялись гладкими, но иногда покрывались мозаикой или инкрустацией из различных камней.

    Более всего ценились столешницы, выполненные из африканской туи (римляне называли его «citrus»). В зависимости от рисунка древесины менялась ее стоимость. Менее состоятельные римляне заказывали фанерованные столовые доски.

    Обеденные столы изготавливались небольшой высоты. Как и греки, после трапезы римляне помещали столы под ложа.

    Шкафы, сундуки

    Шкафы не пользовались популярностью у древних римлян. По описанию известно, что их применяли только в крупных лавках для хранения товаров.

    В домах устанавливали сундуки различных размеров для хранения одежды, различных ценных вещей. К сожалению, о сундуках до нас дошло очень мало информации. Известно, что самый крупный из них назывался арка (arca), имел постоянное место в артрии, никогда не передвигался. Для прочности снаружи обивался листами железа – своеобразный античный сейф.

    Исторические стили дизайна интерьера

    История интерьера насчитывает более пяти тысяч лет, за это время основные понятия об архитектуре, мебели, элементах декора постоянно менялись, образовывая целые школы и течения, отсылки к которым, можно встретить в современном дизайне интерьера. История стилей интерьера в точности повторяет историю самой человеческой культуры. Можно выделить несколько общепринятых форм.

    Читайте так же:  Лечебные свойства чеснока

    Античный стиль

    Классическое исполнение канонов данного стиля можно увидеть в памятниках архитектуры Древней Греции и Рима. Основной особенностью стилевого оформления в античном стиле является строгая симметрия форм, лаконичное оформление стен и мебели. Данный вид интерьера несет в своей основе строгие геометрические пропорции, все должно подчиняться симметрии, а основной закон интерьера в античном стиле — соотношение большего меньшего и целого, где большая часть относится к целому как малая часть к большему. Так предполагается, что помещение будет стилистически делиться на зоны, где одна будет самая большая, а другие будут разделены на одинаковые малые зоны.

    Просторные комнаты, высокие потолки – античный стиль предполагает пространство и некоторую помпезность

    Арки и колонны – обязательные элементы стиля, могут быть несущими или декоративными

    В качестве украшения интерьера часто используются статуи греческой мифологии в полный рост

    Подобное стилевое распределение до сих пор является достаточно популярным во многих современных интерьерах и планировках. Помимо пропорций, важным является стиль декорирования — предполагается использование колонн и отсутствие узких дверных перегородок.

    Стиль интерьера готика

    Готический стиль восходит своими корнями к средневековью. Яркими примерами воплощения этого вида дизайна являются католические храмы. Основными характеристиками стиля готического оформления являются такие элементы как: узкие окна, темные тона мебели и стен, использование витражей, общая стилевая строгость и лаконичность.

    Традиционный готический интерьер выглядит довольно мрачновато

    В современном интерьере готика проявляется в более мягком и светлом варианте

    Деревянная обшивка стен, паркет на полу, старинная мебель и ковровые дорожки – главные признаки готического стиля

    Комнаты, выполненные в готическом оформлении, должны быть разбиты на несколько зон поменьше, например одна гостиная будет включать в себя: зону отдыха, гостевое и обеденное пространство. В качестве основных стилистических материалов используется дерево и камень. Элементы данного стиля включают в себя гобелены и заостренные формы.

    Ренессанс (барокко, ампир, рококо)

    Строгое и немного мрачное средневековье сменило роскошное и пышное Возрождение, которое начало активно диктовать свои правила в оформлении дома. Стилистика Возрождения основывалась на философской мысли о том, что цель в жизни это наслаждение. Данный стиль интерьера характеризуется использованием следующих составляющих: стены покрытые тканью, гобеленами, резная мебель, канделябры, мраморные полы и большое количество лепнины.

    Гостиная в стиле ампир с массивной деревянной мебелью, украшенной богатым резным декором

    Ампир подходит консервативным людям, любящим, чтобы всё было сделано правильно и основательно

    Ампир подразумевает под собой декорирование жилого пространства колоннами и массивной мебелью. Все эти особенности стиля ампир совмещает с позолотой, общей пышностью и в то же время строгостью форм. Ампир был популярен во времена империи Бонапарта.

    Шикарный интерьер холла загородного дома в стиле барокко

    Изысканный интерьер гостиной в духе рококо

    В стиле барокко большое значение играет цветовая гамма, которая в классическом исполнении выполнена в бордовых, золотых и белых тонах. Для барокко и рококо характерно стилистическое слияние потолков, стен и полов — один материал и стиль исполнения используется для декора всей комнаты, так, в барокко лепнина используется на стенах, потолке и плинтусах.

    Стиль интерьера модерн

    Данное направление в дизайне интерьера возникло в 1800 году. Основные черты, которыми знаменит стиль модерн-округлость линий, практически полное отсутствие симметрии, большое количество тканей (как на стенах, так и в таких стилистических элементах декора как маленьких подушек, накидок, шторах, мебели).

    Модерн часто выбирают те, кто ведет активный образ жиэни

    Оформление интерьера гостиной в стиле модерн

    Круглые журнальные столики в стиле модерн

    В качестве акцентов в модерне часто используются яркие предметы мебели

    Мебель в данном стиле, должна иметь закругленные углы и быть изготовлена из дерева. Анализируя стиль модерн можно отметить, сдержанность цветовой гаммы всего помещения.

    Стиль интерьера Арт-деко

    В этом дизайне интерьера произведена попытка собрать все лучшее из интерьеров разных эпох и народов. В арт-деко, можно найти египетские мотивы, совмещенные с ампиром, рококо и классицизмом. Визитной карточкой арт-деко являются: большие, тяжелые зеркала, большое количество элементом и стилевых контрастов, четких форм, изгибов (в том числе на мебели).

    Оригинальность и роскошь – отличительные черты стиля арт-деко

    Основа стиля – использование качественных материалов

    Много мрамора и дорогая мягкая мебель – типичный интерьер гостиной в стиле арт-деко

    Арт-деко изобилует принтами в виде широких полос, изображениями животных и растений, также стиль интерьера арт-деко богат такими элементами как : геометрические фигуры в качестве лейтмотива оформления комнат, различные статуэтки выполненные из камня или металла.

    Хай-тек

    Данный стиль интерьера характерен лаконичностью и использованием стилистики современности. Основной стилевой составляющей в дизайне интерьера является четкость линий, бедность цветовой гаммы, использованием металла, стекла и камня.

    Хай-тек по праву считают стилем молодежи, склонной к экспериментам

    Интерьер в стиле хай-тек сочетает функциональность и минимализм

    Хай-тек принимает только однотонные гарнитуры строгих геометрических форм, в качестве акцентов допускаются отдельные предметы необычного дизайна

    Правило стиля – чем меньше мебели, тем лучше

    Мебель в этом стилевом пространстве должна быть однотонной, быть изготовленной из одного материала, иметь плавные изгибы. Мебель должна использоваться только по назначению, а мне играть роль украшения комнат. Основной особенностью стиля являются: большое количество техники и максимальная функциональность.

    Как выбрать стиль интерьера?

    Для того что бы выбрать стиль интерьера необходимо ориентироваться на площадь помещений и величину потолков. Выбранные формы должны адекватно отвечать потребностям и быть функциональными. Так, рококо и ампир будут нелепо смотреться в «хрущевке» с низким потолком, так как данные стили (особенно рококо) подразумевают наличие внушительных размеров декорированного помещения.

    Выбирая стиль интерьера, отталкивайтесь от своих предпочтений

    Сначала выясните, что вам нравится

    Учитывайте мнения и пожелания каждого члена семьи

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Для стандартных современных квартир подходят более умеренные решения, например, стиль хай-тек или современный модерн. Помните, что выбрав один из стилей, необходимо придерживаться его во всем интерьере жилища.

    Источники

    Мебель в древнем и в современном мире
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here