Как узаконить прирезки земли к участку

Сегодня мы подготовили материал по теме: "как узаконить прирезки земли к участку" с советами и комментариями.

Оформление «прирезок» к земельным участкам: новые возможности

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления «прирезок» (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

«Прирезка»: что это такое и с чем ее едят

«Прирезкой» называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные «прирезки», а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется «прирезка», не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы «красных линий» – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением «прирезки» может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет «добавить» к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). «Для расчета итоговой цены «прирезаемого» земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за «прирезку», который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости», – объясняет заместитель генерального директора юридической компании «Прайм Лекс» Александр Агафонов.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online») и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

«Цена «прирезок», вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены», – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1308).

Порядок оформления «прирезок»

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ). Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Читайте так же:  Как построить дом из несъемной опалубки

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании «ИнвестКонсалт Системс», к. ю. н. Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории. Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

БЛАНК

Примерный образец заявления о перераспределении земельных участков для гражданина
Все бланки

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет «прирезать» землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион. «Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления «прирезки» к нему потребуется разрешение банка», – разъясняет Александр Агафонов. Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка. «Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор», – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Виктор Демидов.

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения. «Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб. Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях», – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления «прирезок»

Оформление «прирезок» выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. «А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости», – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании «Генезис» Артур Стариков. Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу Земельного кодекса РФ о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления «прирезок» у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Как узаконить прирезки земли к участку?

При межевании на участке был обнаружен излишек земли, на котором растут плодоносящие яблони. Можно ли его выкупить?

Отвечает заместитель председателя общероссийской общественной организации «Союз садоводов России» Юрий Шалыганов:

— 16 сентября утверждённые изменения в Федеральный закон № 150‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» вступят в законную силу. С этого момента станет значительно проще проводить процедуру согласования границ при межевании и исправления реестровых ошибок.

Это важно для многих землепользователей, ведь у каждого второго есть наложения границ на соседний земельный участок или на земли общего пользования в СНТ, ТСН, а также имеются излишки площади. И ту, и другую проблему можно будет решить быстрее и с минимальными денежными потерями. Давайте разберёмся, где мы можем сэкономить.

Для садоводов важно, что устранение реестровых ошибок (их обнаружит кадастровый инженер при межевании земельного участка) производится за счёт государства.

Если у вас есть прирезки, их можно узаконить, это прописано в Земельном кодексе (в августе этого года внесены утверждённые изменения). Так, до 10% от площади участка — бесплатно, свыше — в соответствии с региональным законодательством. Например, в Московской области такие излишки земли можно выкупить за 50% кадастровой стоимости. До сегодняшнего дня процедура выглядела простой на бумаге, на деле требовались большие средства, чтобы через суд узаконить эти прирезки. Сейчас подобная «операция» упрощается.

Прирезки к участкам из муниципальных и государственных земель — требования к участкам и размерам прирезок

Содержание

Перераспределение земли и (или) земельных участков

В Земельный кодекс РФ введена новая глава «Перераспределение земель и (или) земельных участков» ( 5.4).

Читайте так же:  Как правильно заготовить сено

Именно она стала регулятором процесса оформления прирезок земли к зарегистрированным и находящимся в собственности участкам, предоставленным для ИЖС, ЛПХ, садоводства или огородничества.

Формулировка «перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и ЗУ, находящихся в частной собственности», очень точен в юридическом понимании.

Она отражает суть происходящих изменений в размерах:

  • надела, к которому добавляется кусок муниципальной или государственной земли
  • муниципального или государственного участка, из которого вырезается добавляемая площадь

Перераспределение участков — задача насущная. Оно необходимо в целом ряде случаев:

  • при увеличении или уменьшении площади ЗУ, выявленном при уточнении его границ участков, над площадью, зафиксированной в кадастре
  • при наложениях соседних участков друг на друга, выявившихся при уточнении их границ
  • при изломанности геометрического контура земельного участка, создающей при его застройке или обустройстве массу неудобств
  • для исключения чересполосицы, вклинивания и вкрапливания в наделы частей других участков

Условия для перераспределения земель и земельных участков

Законом установлены условия, при которых перераспределение земельных участков будет возможным, а также ограничения в размере прирезаемых площадей (статья 39.28 Земельного кодекса РФ).

Сформулировать их можно так:

  • наличие утверждённого проекта межевания территории (ПМТ)
  • разработка утвержденной схемы расположения ЗУ на кадастровом плане территории (КПТ) при отсутствии ПМТ
  • исходный участок стоит на кадастровом учёте:
    • на него оформлено право собственности
    • он отмежёван:
      1. зарегистрированы границы
      2. имеет конкретную площадь
  • «земельная добавка» и исходный участок должны относится к одной функциональной зоне

Для образуемого ЗУ должны быть исключены обстоятельства, нарушающие требования статьи 11.9 Земельного кодекса РФ:

  • площадь должна соответствовать установленным предельным размерам ЗУ
  • его границы не должны пересекаться с границами муниципальных образований и (или) границы населённых пунктов

Прирезка не должна создавать ситуации, когда обременения (ограничения), существующие на исходном и добавляемом участке, не позволяют эксплуатировать образуемый надел в соответствии с ВРИ исходного участка:

  • образуемый участок не должен иметь изломанных границ
  • в нём не должно быть вкраплений, вклиниваний и чересполосицы, приводящих к невозможности размещения объектов недвижимости, к недостаткам, создающим препятствия для использования и охраны земель или условия для нарушения требований земельного и иного законодательства
  • должны исключаться пересечения границ образованного участка:
    • с границами территориальных зон (зон, для которых в ПЗЗ определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ)
    • с границами лесничеств
    • с границами лесопарков

Для земельного участка, образуемого в целях:

  • ведения работ по геологическому изучению недр
  • разработки месторождений полезных ископаемых
  • размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений
  • водохранилищ
  • иных искусственных водных объектов

требование о пресечении участка с границами территориальных зон, лесничеств и лесопарков исключено.

Размер участка, образуемого при распределении

Размер добавляемой площади к той площади, что фигурирует в государственных кадастровых сведениях, заслуживает отдельного внимания. Она не может быть любой.

  • Ситуация, не вызывающая проблем

В случае, когда размер превышения или уменьшения площади земельного участка, «уложится» в 10% от изначальной площади, отражённой в государственном кадастре недвижимости, никаких проблем нет:

(S ОБР. УЧ. SИСХ. УЧ.)

(S ОБР. УЧ. SИСХ. УЧ.) = 0.1 х SИСХ. УЧ.

Перераспределение не делается, если площадь участка, установленная при уточнении местоположения его границ окажется:

  1. меньше на 10% площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН (подпункт 2 пункта 3 статьи 42.8 ФЗ ««О кадастровой деятельности» № 221-ФЗ в ред. от 03.07.2016 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  2. больше на 10% площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН (подпункт 3 пункта 3 статьи 42.8 ФЗ «О кадастровой деятельности» №221-ФЗ в ред. от 03.07.2016г г. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  • Большое расхождение между реальной и документальной площадями участка

Это понятие нужно соотносить с нормативами по предельным размерами земельных участков, установленным в муниципальных образованиях.

Площадь участка, образованного при распределении, не может больше установленного в поселении предельного максимального размера площади участка (пункты 1-3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ):

S ОБР. УЧ. = S МАКС.ПРЕД. ПЛОЩ.

Если площадь участка, получаемого при распределении участков, окажется больше установленного предельного максимума площади:

S ОБР. УЧ. > S МАКС.ПРЕД.ПЛОЩ.

придётся решать сразу 2 задачи:

  1. сформировать новый земельный надел в соответствии с установленными предельными размерами участков
  2. зарегистрировать право собственности на новый участок:
    • через выкуп участка у муниципалитета на торгах по полной кадастровой стоимости, которая установлена в муниципальном образовании
    • на торгах в случае принадлежности прирезаемого участка государству (положения статьи статьи 39.3 Земельного кодекса РФ

Вопрос об оформлении участка с «земельной добавкой», общая площадь которого окажется меньше установленного предельного минимума, не может стоять в принципе. Причина — несоответствие градостроительному регламенту.

Градостроительный регламент представляет очень жёсткий порядок образования, землепользования и застройки участков с любым ВРИ (видом разрешённого использования). Он вводится Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), принимаемыми в каждом муниципальном образовании.

Источники и способы получения необходимых сведений об участках

  • предельные размеры ЗУ для конкретного ВРИ участка:
    • в отделе градостроительства и архитектуры местной администрации
    • в ПЗЗ на официальном сайте МО
  • схема функциональных зон:
    • в графическом разделе ПЗЗ:
      • можно зрительно определить к какой функциональной зоне относятся участок и планируемая «земельная добавка»
      • в случае «попадания» исходного участка в одну функциональную зону, а «добавки» в другую задача по перераспределению земель становится нерешаемой

Если в поселении ПЗЗ ещё не принят, то есть нет:

  • схемы функциональных зон
  • утверждённых градостроительных регламентов
  • установленных предельных размеров участков

нужно ознакомиться с региональными законами, решениями местных депутатских корпусов, устанавливающим предельные размеры участков.

Пример:

  1. областной закон Ленинградской области № 83-оз
  2. постановление МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области № 603

Внимание

Вы ознакомились с разделом №2 статьи.

Читайте так же:  Паутинник браслетчатый

Самозахват земли: как оформить прирезку к участку в собственность

Мы обсудим процедуру оформления участка, который относится к землям поселений — деревень, ПГТ и сел. О землях садовых товариществ и дачных кооперативов речь пойдет в следующих статьях.

Представьте ситуацию: вы захотели передвинуть забор своего дома на метр, рядом как раз есть “ничейная полоса”. Казалось бы, вам ничего не мешает это сделать, просто располагаете ограждение дальше от дома, и места станет практически на одну сотку больше!
Это стандартный пример самозахвата территории. То есть пользование землей без права, подтвержденного законом.

Могут ли отказать в узаконивании земли?

В расширении придомовой территории откажут, если:

  • Ваш случай не соответствует перечню, указанному в Земельном кодексе.
  • Нет письменного согласия всех землепользователей и арендаторов.
  • У прирезки есть другой собственник.
  • На этом месте планируется строительство.
  • Под участком проложены городские канализации.
  • Размер прирезки больше, чем допускает закон.

Если вы получили отказ, то не опускайте руки. Вы можете обжаловать это решение, напишите заявление с доказательствами того, что отказ незаконен, и отправьте его в орган самоуправления.

Администрация обязательно ответит письменно и пояснит причину отказа, и способ ее устранения. Это решение вы можете обжаловать в суде.

Обратитесь за бесплатной консультацией к специалистам Центрального Кадастрового Бюро. Кадастровые инженеры нашей компании оформят перераспределение участков любой сложности в Москве и Московской области.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

Видео (кликните для воспроизведения).

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Случаи самозахвата земли

  • Подробнее рассмотрим примеры самозахвата территории. Первый случай классический. Вернемся к варианту о перенесенном заборе. Ну кто из собственников так не делал? Ведь рядом никому не нужная сотка, возможно, низинная, заваленная мусором. Однако в России ничьей земли не бывает. Все, что никому не принадлежит, является собственностью государства. Отсюда неприятный вывод. То, что построено на государственной площади, по решению суда будет снесено.
  • Второй пример захвата чужих метров станет для вас неожиданным. По федеральному закону N 251 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» все собственники земли обязаны встать на учет в ЕГРП. Если земельная собственность не зарегистрирована, то она перейдет государству. То есть в этом случае без бумажки вы захватчик чужой территории.

Самозахват является преступлением, соответственно, к «захватчику» могут быть применены административные меры наказания (штраф) и в некоторых случаях реальное лишение свободы.

Земельные отношения

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Прирезка земельного участка по новым правилам

17 июня Президент РФ подписал новый закон, который своими положениями внес изменения в нормы Закона о кадастровой деятельности (ФЗ РФ № 221 от 24.07.2007) и Закона о государственной регистрации недвижимости (ФЗ РФ № 218 от 13.07.2015) – ФЗ РФ № 150 (от 17.06.2019). Текст документа в этот же день опубликован на Центральном интернет-портале правовой информации.

Законопроект был предложен представителями Министерства экономического развития . Идея его возникла после детального анализа результатов кадастровых работ, осуществленных в 16 регионах страны.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

По данным Росреестра , с момента принятия законов, обязующих проводить кадастровые работы для постановки на регистрационный учет, количество зарегистрированных в ЕГРН земель возросло на 20 %. Специалисты Росреестра пришли к выводу, что осуществление кадастровых работ позволяет существенно уменьшить количество судебных тяжб по земельным вопросам. Плюс они являются гарантом защиты имущественных прав собственников и позволяют местным органам власти более эффективно управлять территориями.

Условия нового закона упрощают процедуру проведения кадастровых работ. Теперь кадастровый инженер может воспользоваться для их осуществления данными технических паспортов и прочими документами на земельный участок.

Согласно принятому закону, если в ходе проведения кадастровых работ инженер обнаружит, что заказчик использует в реальности для своих нужд площадь большую, чем обозначена в документах, и злишек можно будет оформить в пользование официально.

Нормативный акт устанавливает правила осуществления кадастровых работ в зависимости от типа земельного участка и объектов недви жимости, расположенных на нем. Например , теперь они будут отличаться для земель, отведенных под огороды и садоводческие хозяйства и для участков, на которых расположены многоквартирные дома.

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Сколько стоят перераспределенные метры?

Стоимость устанавливает собственник, в данном случае — государство, она складывается из разных показателей. Итоговую сумму сможет посчитать специалист Центрального Кадастрового Бюро.

Условия оформления территории

Кто может оформить привязку?

  • частное лицо;
  • хозяин личного подсобного хозяйства;
  • владелец огорода, сада, участка с жилым домом.

Какие требования к участку?

  • граничит с землей, принадлежащей государству (муниципалитету);
  • не является территорией общего пользования;
  • не включает в себя площадь, на которой расположены коммуникации, дороги, канавы и т.п.;
  • по размеру получившаяся собственность не может быть больше максимального размера земельного участка. Размеры указаны в правилах землепользования и застройки территории;
  • является смежной площадью, которая не находится под арестом или санкциями.

Какие документы подготовить для того, чтобы оформить прирезку?

Важно! Прежде, чем проводить процедуру присоединения “ничейного” земельного участка, необходимо произвести межевание (уточнение границ) вашего “основного” участка.

После межевания нужно оформить всю необходимую документацию.

  1. Схема расположения границ земельного участка или проект межевания территории.

Эти бумаги поможет подготовить кадастровый инженер на основании геодезической съемки. В конечном итоге Вы получите документ, в котором точно определены границы и площадь участка, который Вы хотите присоединить.

  1. Заявление о перераспределении участков.
  2. Копии документов, устанавливающие право на землю.

Документы подаются в орган местного самоуправления, который распоряжается государственными территориями. После рассмотрения местная администрация выносит постановление о передаче участка или об отказе.

Читайте так же:  Что из себя представляет текстиль

После этого следует зарегистрировать новый земельный участок в Росреестре, и получить, таким образом, право собственности.

Далее кадастровым инженером изготавливается межевой план на объединенный участок.

В итоге Вы становитесь законным собственником участка, включающего в себя “прирезанный” кусок.

+7 (800) 550-38-47 — Россиия

+7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Перераспределение земельных участков — о прирезке к участку по закону с 2018 года

Содержание

О законном способе увеличения площади участка

Новая Земельная реформа, начавшаяся в 2015 году, документально запечатлённая в масштабном федеральном законе «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 171 от 23.06.2014 г.), затрагивает многие направления земельных и сопутствующих им отношений.

Не обойдена вниманием в этом законе тема о возможности добавления земли к земельным участкам, предоставленным для:

Главное условие — участки должны находиться в собственности граждан и юридических лиц, стоять на учёте в государственном кадастре недвижимости (ГКН).

Увеличение площади земельных наделов делается только по добровольному согласию собственников смежных наделов. Эта процедура называеется перераспределением участков. При ней происходит следующая трансформация:

  • изменение границ и площади исходных участков
  • образуются новые земельные наделы, общая площадь которых остаётся неизменной
  • прекращается существование исходных участков:
    • исключение — тот случай, когда уменьшаемым участком был муниципальный или государственный (он продолжит своё существование в изменённых границах)
  • у владельцев участков с увеличенной площадью возникает право собственности на новые земельные наделы, образованные в результате перераспределения

Частные наделы могут граничить с участками и землями муниципалитета или государства. Можно ли использовать последние для увеличения площади наделов? Земельная реформа отвечает — да. «Добавку» из состава этих земель можно сделать к частным участкам (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ):

  • ИЖС
  • ЛПХ
  • для огородничества
  • для садоводства

ЗК РФ установлен порядок увеличения площадей частных земельных участков (статья 39.29)

Основным требованием к образуемым при этом наделам стало их соответствие:

  • градостроительным регламентам:
    • ВРИ
    • установленным предельным максимальным размерам земельных участков (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ)
  • материалам территориального планирования:
    • проекту межевания территории (ПМТ)
    • схеме расположения земельного участка на кадастровом плане
    • территории при отсутствии ПМТ
    • земелеустроительной документации

Подробно об этом порядке рассказывается в разделе II и разделе III статьи.

Установленный порядок перераспределения не касается «интересов захватчиков» чужих земель. Более того, он сохраняет все законные требования об ответственности за такие правонарушения. «Зелёный свет» включён только для собственников, которые планируют увеличить площади своих участков, действуя исключительно в правовом поле.

Любому претенденту на добавление земли на законных основаниях нужно ознакомиться с несколькими прописными земельными истинами.

«Ничья земля» — ошибочное в корне представление

Досужие домыслы некоторых садоводов, дачников или сельчан о том, что пустующая возле их участков территория «вроде ничья, а значит не грех воспользоваться ею», можно отнести, разве что к дилетантским умозрениям, но сделать это придётся с очень большой натяжкой.

Увеличив по собственной прихоти площадь уже имеющегося земельного надела и полагаясь при этом лишь на собственные представления, что, «может пронесёт и никто не заметит», каждый «земельный захватчик» собственноручно расставляет для себя капканы и с необъяснимым упорством готовит весьма неприятный финал.

Иной случай — наложение участков друга, которое произошло после межевания и установления границ одного из них и могло стать результатом возможных ошибок измерений или, наоборот, результатом уточнения границ.

Для выяснения случившейся ситуации можно обратиться:

  • в отдел по архитектуре и градостроительству муниципалитета
  • в кадастровую службу, действующую в муниципальном образовании

Не исключено, что придётся провести контрольное межевание или судебное разбирательство. Вполне возможно, земелевладелец согласится с печальным для него итогом по таким причинам:

  • он своевременно не выполнил межевание по уточнению границ своего участка
  • границы надела не были поставлены на учёт в ГКН и числились как неучтённые

«Пальму первенства» в этом случае горемыка уступил более расторопному соседу.

Злостный же самозахват земли, а тем более участка с постройками, можно, ни много ни мало, отнести к циничному грабежу, если не охарактеризовать это действо более жёстко, назвав его одним из видов бытового рейдерства. Такой самозахват является незаконным посягательством на чужое имущество, а за это придётся отвечать по закону.

Но, похоже, что некоторым захватчикам это как бы не известно, и они продолжают изощрённо «совершенствовать своё мастерство и изобретать» весьма нестандартные способы, ставящие в ступор не только законных владельцев. Тому есть конкретное видеосвидетельство:

Незнание закона, как известно, не может служить оправданием и не освобождает от ответственности. Государство, создавая своим гражданам и юридическим лицам условия для землепользования, рассчитывает на адекватное восприятие ими тех условий, что излагаются в законах.

Для большинства людей незнание закона служит стимулом к расширению кругозора, к пониманию ответственности за возможные неправомерные действия, а при принятии решений, основанных на знаниях, — к уверенности в их юридической состоятельности.

Залог правильных выводов и действий — осведомлённость и знание законного порядка увеличения площади участка за счёт муниципальных и государственных земель. Следование порядку — путь к спокойствию и благополучию.

У любой земли есть собственник. Все пустующие участки, на взгляд, не имеющие хозяев, не огороженные, не занятые постройками большие и малые территории вдали, вблизи или внутри любого населённого пункта, коттеджного посёлка, садоводства или огородничества, ничьими быть не могут.

Все они находятся в чьей-то собственности:

  • в собственности физических или юридических лиц
  • в собственности муниципалитета или государства
  • могут относиться к землям водного фонда или к лесным угодьям
  • быть землями в ведении Министерства обороны

Если земля не является собственностью муниципалитетов, физических или юридических лиц, то эта земля государственная (статья 16 Земельного кодекса РФ).

Читайте так же:  Схема внутренней канализации

Планируя прирезку к участку (перераспределение), не стоит изначально создавать ситуации для грядущих ошибок. А ддя этого предстоит:

  • выяснить юридические и технические тонкости процедуры
  • узнать, кто является собственником смежного надела
  • уточнить, будет ли возможным использование смежной земли для увеличения размера своего участка

Выяснение принадлежности земли

Размышление об увеличении площади уже имеющегося и находящегося в собственности земельного участка должно начинаться с конкретных действий по выяснению вопроса о принадлежности смежной земли, то есть с уточнения её собственника.

Игнорирование этого обстоятельства может привести к незаконному посягательству на права собственников и их имущество и, соответственно, к дальнейшей ответственности за незаконно совершённые действия.

Что конкретно нужно сделать?

На самом 1-м этапе необходимо провести предварительный анализ ситуации:

проверить, в чьей собственности находится приглянувшийся кусок земли:

  • в частной
  • в муниципальной
  • в государственной собственности

Потребуется выяснить обстоятельства, полностью исключающие возможность «земельной добавки»:

  • попадает она или нет в прибрежно-защитную полосу (ПЗП) водного объекта
  • относится или нет она к лесному фонду
  • относится ли она к землям:
    • исключённым из оборота
    • ограниченным в обороте

Ответы на часть из перечисленных вопросов можно получить с помощью Публичной кадастровой карты Росреестра, отражающей сведения обо всех земельных участках России, прошедших государственный кадастровый учёт.

Отсутствие сведений об участке на Публичной кадастровой карте — свидетельствово возможных проблем. Они могут воспрепятствовать:

  • использованию надела для увеличения площади участка
  • проведению купли/продажи, дарения, передаче в наследство, залогу, обмену и.д

О том, как пользоваться Публичной кадастровой картой, может помочь этот материал.

Другой вариант получения сведений о собственнике смежной земли

Иным, но уже платным вариантом получения сведений о правообладателе смежного участка, из площади которого, возможно, будет сделана «добавка», станет обращение к официальному порталу Росреестра, используя такие вкладки:

Получение выписки из ЕГРН — это законное право любого гражданина, подавшего заявление на получение сведений и оплатившего госпошлину.

Свободная муниципальная или государственная земля — источник законного увеличения площади участков

Законодательством запрещено использование некоторых видов земель для их перераспределения с частными наделами:

  • участки и земли:
    • специального назначения
    • лесного фонда
    • выведенные из оборота
    • ограниченные в обороте
    • резервного фонда муниципалитета и государства, используемого под муниципальные и государственные нужды
  • территории прибрежно-защитных полос (ПЗП) водных объектов

Присоединить к частному участку можно лишь ту муниципальную или государственную землю, что, действительно, свободна, но, повторяясь в тысячный раз, при условии обязательного согласия властейй, чему есть немало обоснованных законом причин.

Ситуация, когда в текущий период времени земля не используется и внешне выглядит бесхозной, не может быть подтверждением её «свободности» — её предстоящее использование может быть уже запланировано властями:

  • под решение задач по прокладке коммуникаций, строительству дороги, газопровода или другие цели
  • земля (участок):
  • включена в другой участок, который ещё только формируется для дальнейшего представления к продаже на аукционе
  • попадает в территорию комплексного развития территории ипланируется для реализация важных для населения задач

Если муниципальный или государственный участок действительно свободен и его использование властями не планируется в перспективе, он может рассматриваться для увеличения площади смежного с ним частного надела, но при условии, что этот частный участок поставлен на кадастровый учёт.

Самовольный захват земли — ответственность по закону

Самовольный захват земли является правонарушением. Им будет считаться даже высаживание овощей на долго пустующем соседском участке, возведение построек, перенос забора, если всё это делается без согласия собственника надела.

На чужие наделы покушаться нельзя. За столь неприглядные деяния придётся не только вернуть землю владельцу, но и возместить причинённый им вред. Рассчитаться за это придётся не из чужого, а из собственного кармана и без возмещения понесённых затрат на несанкционированные «улучшения», что захватчик успел произвести (статья 60 и статья 76 Земельного кодекса РФ).

Самовольный захват земли, тем более, её застройка, чреваты ещё и неотвратимыми административными штрафами (статья 7.1 Кодекса РФ об административных нарушениях). Примером тому могут послужить проведённые в Ленинградской области в начале 2018 года проверки Росреестра, результатом которых стала уплата нарушителями требований земельного законодательства неминуемого штрафа.

Будут тщетными попытки легализовать прихваченную муниципальную землю путём подачи заявления о ней в Росррестр с целью получения кадастрового номера и дальнейшей регистрации собственности на участок с площадью, увеличенной за счёт самозахвата. Не стоит ожидать, что администрация спустит всё это с рук. Нет. Эта земля вернётся в муниципалитет, «со всем причитающимся», ведь это его собственность и какого-либо согласия он не давал. Именно об этом Росреестр уведомит захватчика. А бороться за землю придётся только по тем правилам, что установлены законом.

Легализовать самозахват можно лишь по суду, доказав:

  • факт приобретательской давности
  • добросовестное, непрерывное и открытое пользование захваченным участком в течение 15 лет в соответствии с его назначением

Собственником участка (субъектом права) при этом могут быть местные, федеральные, региональные органы власти и Российская Федерация (статья 234 Гражданского Кодекса РФ).

Закон о перераспределении земельных участков

Но не стоит паниковать. Существует закон, разрешающий оформление площади, дополнительной к территории собственника — Федеральный закон No171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации« . Его задача — перераспределить земельные метры от государства к народу. Поэтому всегда есть шанс присвоить прирезку к своему участку абсолютно законно. Тема правильного оформления зоны, прилегающей к дому, очень актуальна.

+7 (499) 553-09-05 — Москва

Внимание!

Видео (кликните для воспроизведения).

Вы ознакомились с разделом №1 статьи.

Источники

Как узаконить прирезки земли к участку
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here