Из чего делают цветную посуду

Сегодня мы подготовили материал по теме: "из чего делают цветную посуду" с советами и комментариями.

Как делают стеклянную посуду

Производство стеклянных изделий состоит из обработки сырья, составления шихты, варки стекломассы, формования и отжига изделий, первичной и декоративной их обработки.

Обработка сырья сводится к очистке песка и других компонентов от нежелательных примесей, тонкому измельчению и просеиванию материалов.

Приготовление шихты, т. е. сухой смеси материалов, состоит в отвешивании компонентов согласно рецептуре и тщательном их перемешивании до полной однородности. Более прогрессивным методом является изготовление из шихты брикетов и гранул; при этом сохраняется однородность шихты, ускоряется варка.

Варку стекломассы из шихты осуществляют в ваннах и горш-ковых печах при максимальной температуре 1450—1550°С. В процессе варки происходят сложные физико-химические превращения и взаимодействия сырьевых материалов с образованием и плавлением силикатов и свободного кремнезема. С помощью осветлителей стекломассу освобождают от газовых включений,’ тщательно перемешивают до достижения однородности по составу и вязкости.

При нарушениях режимов обработки сырья, приготовления шихты и варки образуются дефекты стекломассы в виде нежелательных цветных оттенков и посторонних включений — стекловидных (свиль, шлир), газовых (пузырь, мошка), кристаллических (камни).

Формование изделий из вязкой стекломассы осуществляют разнообразными методами. Эта возможность связана с постепенным нарастанием вязкости стекла с понижением температуры и высоким поверхностным натяжением стекла, которое обеспечивает получение гладкой, блестящей поверхности изделий. Метод формования во многом определяет конфигурацию изделий, толщину стенки, приемы декорирования, окраску и поэтому является важным ассортиментным признаком и ценообразующим фактором.

Бытовые изделия изготовляют ручным и свободным выдуванием, механизированным выдуванием, прессованием, прессовыдуванием, многостадийным методом, моллированием (гнутьем), центробежной формовкой.

Ручное выдувание — с помощью стеклодувной трубки с использованием деревянных или металлических форм, в которых при вращении заготовки (пульки) завершается формование. Этим методом получают изделия любых конфигураций и толщины стенки с гладкой и блестящей поверхностью. Вырабатывают бесцветные, окрашенные в массе и накладные изделия (двухи многослойные). В процессе выдувания можно украшать посуду различными приемами.

Свободное выдувание (в торговле — гутенская формовка) осуществляют также посредством стеклодувной трубки, но изделия формуют и окончательно отделывают в основном на воздухе. Изделия характеризуются сложностью форм, плавными переходами частей, утолщенной стенкой. Декорируют их цветными полосами, лентами, пузырями, налепами и т. п.

Механизированным выдуванием на автоматах (ВС-24, Р-24, ВМ-16, Р-28, ВР-24 и др.) изготовляют бесцветные изделия простых очертаний, в основном стаканы.

Прессование изделий осуществляют на автоматических прессах в металлических формах под давлением сердечника. Изделия бесцветные или цветные имеют плоскую, цилиндрическую, коническую форму, расширяющуюся в верхней части. Толщина стенки более 3 мм. На поверхности можно заметить швы — место соединения частей разъемных форм. Некоторое однообразие прессованных изделий стремятся преодолеть за счет создания легкого рельефного узора на поверхности (фактурный пресс), прессования без верхнего кольца, позволяющего получить разный у каждого изделия свободно сформированный край, сочетания прессования и гнутья (пресс-моллирование).

Прессовыдуванием на автоматах Г-28, ПМВ, ЛАМ-2 изготовляют стаканы и посуду сложных форм — графины, флаконы и др. На автоматических линиях «Интергласс» прессовыдувани-ем вырабатывают рюмочные изделия. При этом чашу выдувают, а донышко и ножку прессуют и сваривают с чашей.

Другие методы формования менее распространены.

Из чего делают цветную посуду?

Силиконовые формочки для кексов, ножи с разноцветными ручками, незамысловато раскрашенные тарелочки. К чему такая красота может привести? Есть ли вред для здоровья?

Эмалированная

Доказано, что цветная посуда помимо того, что повышает настроение, еще и помогает похудеть – так, в Британской диетологической ассоциации выяснили, что люди, которые едят с красной тарелки, сокращают потребление пищи на 40 процентов. Однако важно знать, из чего изготовлена посуда и каким образом окрашена – краски могут быть токсичны.

По мнению экспертов «Энциклопедии посуды», безопасная эмалированная посуда имеет черное, белое, синее, серовато-голубое или кремовое внутреннее покрытие. Если эмаль другого цвета – коричневого, красного или желтого, – то в ней таится огромное число химических соединений марганца, кадмия и других вредных для здоровья металлов.

Керамическая и фарфоровая

Сами по себе фарфор и керамика безопасны, чего нельзя сказать о декоративных рисунках на них. Роспись обязательно должна быть подглазурной, потому что яркие надглазурные краски передают в пищу содержащиеся в них цинк, свинец и кобальт. Помните, что больше всего вредных веществ выделяют керамические изделия синего, черного и зеленого цвета. А если глазурь на цветной фарфоровой посуде поцарапалась, потрескалась или покрылась паутинкой, ее лучше сразу выбросить.

Фото — источник Nini Violette

Пластиковая

Чтобы сделать пластиковую посуду цветной, недостаточно просто добавить краситель, нужно полностью изменить всю технологию производства, а это достаточно трудоемкий процесс. Если этого не сделать, полученный пластик будет токсичным. Особенно он опасен в детских наборах – таких красочных и с забавными рисунками. В Научном центре охраны здоровья детей РАМН настроены критически – в пластике обнаруживаются соли тяжелых металлов и МФ-смолы. Также не рекомендуется применять для кормления малышей пластмассовые ложечки. С осторожностью относитесь и к разноцветным полимерным покрытиям ножей – после сколов на них обнаруживаются токсичные металлы, что выявило тестирование в израильской лаборатории экологической проверки Enviro Services Company.

Фото — источник galessa’s plastics

Меламиновая

А чемпион по ядовитости – цветная посуда из меламина. Легкая, небьющаяся, яркая, она привлекает внимание, попутно отравляя вас. Меламин – это химическое вещество, содержащее в себе смертельно опасный формальдегид, который активно действует, когда вы наливаете горячую жидкость в посуду и когда на тарелках имеются механические повреждения от столовых приборов. Яд накапливается в организме, провоцируя изменение генов, которое скажется на здоровье ваших детей и внуков. Особенно страшны чашки и бокалы из меламина, а точнее – их нестойкие рисунки, не подвергнутые обжигу.

Фото — источник buppins

Силиконовая

Силиконовая цветная посуда эластична, гигиенична и безвредна – ведь она делается из аналога того, что используется в маммопластике. Силикон – инертный материал, он не вступает в химические реакции ни с горячими, ни с ледяными продуктами. Обратите внимание на маркировку: значки СЕ и FDA означают, что изделие соответствует требованиям Европейского Союза и Управлению по контролю за качеством пищевых продуктов США соответственно. Лучше отказаться от покупки ярко-кислотных силиконовых форм, окраска их должна быть равномерной, без пятен и переливов, так как любые отклонения от нормы свидетельствуют о наличии вредных веществ в составе красителей.

Читайте так же:  Как посадить яблоню весной

Фото — источник http://russian.sportssiliconebracelets.com/

Бамбуковая

Бамбук – стопроцентно природный продукт, и даже красители для посуды, изготовленной из него, применяют только натуральные. Бамбуковые тарелки марок Frybest и MOULINvilla не изменяют вкус пищи, не включают в себя химические соединения и полностью разлагаются. Бамбук к тому же является естественным антисептиком – эта уникальная особенность гарантирует безопасность хранения различной еды.

Фото — источник Ginkgo Telegraph
Фото «Эмалированная посуда» — источник magpie vintage

Классификация стеклянной посуды

Ассортимент стеклянных товаров достаточно динамичен и изменяется в связи с постоянным развитием науки, состоянием технологии производства, характером потребительского спроса, сменой стилевых направлений.

Ассортимент изделий бытового назначения классифицируют по назначению и условиям эксплуатации, составу и окраске стекла, методу формования и характеру термической обработки, видам (наименованиям), размерам, фасонам изделий, методам и сложности декорирования, комплектности.

По назначению бытовые товары подразделяют на посуду и декоративные изделия для сервировки стола и украшения интерьера, хозяйственную посуду для хранения пищевых продуктов и домашнего консервирования, кухонную посуду для приготовления пищи, ламповые изделия (столовые лампы, ламповые резервуары, ламповые стекла) и зеркала.

По составу стекла различают посуду из натрий – кальций — силикатного, специального бытового и хрустального стекла.

Столовую посуду изготовляют из натрий – кальций — силикатного стекла, хрусталя различных видов, а также из глушеного боросиликатного стекла; хозяйственную посуду — из натрий – кальций — силикатного стекла с добавками, повышающими химическую и термическую устойчивость; кухонную — из специального бытового стекла и ситаллов.

По окраске различают посуду из стекла бесцветного, цветного (окрашенного в массе) и накладного (двухи многослойного). Названия цветным стеклам дают по цветовому тону (желтые, зеленые, розовые и т.д.), по природе красителя (кобальтовые, марганцевые), по аналогии с драгоценными камнями: рубины (красные), топазы (желтовато-коричневые), сапфиры (светло-синие), смарагды (светло-зеленые).

По способу формования различают посуду ручного, свободного, машинного выдувания, прессованную, прессовыдувную, многостадийного формования, моллированную, центробежной выработки.

По способу термической обработки различают посуду неупрочненную, т. е. отожженную, и упрочненную закалкой.

Подавляющую массу изделий из сортового стекла и все хрустальные изделия выпускают отожженными.

Закалка состоит в нагревании изделий до 700 °С и последующем быстром и равномерном охлаждении обдуванием воздухом. При этом в стекле возникают высокие, равномерно распределенные остаточные напряжения, повышающие прочность к удару в 5 — 8 раз, а термостойкость — в 2 — 3 раза. Упрочняют закалкой некоторые виды прессованной столовой посуды и кухонную посуду из жаростойкого боросиликатного стекла.

Виды стеклянной посуды

Существует около тридцати наименований посуды для сервировки стола; это стаканы, бокальчики, рюмки, бокалы, фужеры, кувшины, графины, сахарницы, масленки, вазы для сервировки стола (для фруктов, варенья, печенья, крема, конфет, салатники), менажницы и др.

Декоративные изделия — это стеклянная скульптура, вазы для цветов, туалетные приборы, бокалы в форме рога, блюда и др.

Каждый вид изделий выпускают нескольких разновидностей (артикулов), отличающихся размером и фасоном.

По размерам посуду подразделяют на мелкую, среднюю, крупную, особо крупную. Размер изделий характеризуется диаметром, длиной или высотой, а размер полых изделий — вместимостью.

По фасону изделия подразделяют с учетом формы корпуса (шар, овал, конус и др.), наличия прилепных (ручка, ножка, держатель крышки) и съемных (пробка, крышка) деталей, характера края (ровный, вырезной) и дна изделий. Посуду выпускают с дном обычной толщины, утолщенным, а также на поддоне (выступ или уступ в нижней части изделия).

Ножка изделий может быть разной высоты, формы (прямая или фигурная) и обработки (граненая и ровная). Выдувные вазы для цветов в зависимости от сложности формы подразделяют на три группы.
Фасон наряду с эстетическими особенностями стекломассы и разделкой во многом определяет художественную выразительность изделий. Он подвержен изменениям в соответствии с требованиями стиля. В настоящее время посуда праздничного и подарочного характера отличается сложным силуэтом, тщательной обработкой и сложной формой деталей. Посуда повседневного обихода имеет более простые и цельные формы.

По способу украшения различают посуду гладкую и декорированную. Декорированную посуду в зависимости от характера, сложности и художественных достоинств разделок делят на групповую и внегрупповую. Разделки групповой выдувной посуды из сортового бесцветного стекла подразделяют на 1—7-ю группы, из цветного стекла — на 3—8-ю, из накладного стекла — на 4—8-ю группы. Разделки хрустальных изделий относят к 4—10-й группам сложности.

В группу объединяют рисунки одинаковой сложности, но различного сюжета. Их обозначают трехзначными номерами, в которых цифра сотен указывает на номер группы.

Внегрупповые изделия характеризуются оригинальностью форм, сложными, часто комбинированными рисунками высокой художественной ценности. Они индивидуальны для продукции каждого завода. Многие изделия с индексом «Н» и реализуемые по договорным ценам относят к внегрупповым.

Разделки прессованных изделий на группы сложности не подразделяют.

Современные тенденции в декоре стеклянной посуды — расширение гаммы цветных стекол, комбинация в накладе цветного и слабо заглушенного стекла, контрастные сочетания в рисунке элементов алмазной грани, матовой гравировки, люстра, широкое использование рисунков деколи и шелкографии различного сюжета, живописных разделок красками и золотом, часто в комбинации с матированием. По-прежнему популярны гутные разделки и изделия.

По комплектности различают штучные изделия, наборы (включают изделия одного вида — набор стаканов и т.д.), приборы (содержат изделия разных видов одного назначения) — для воды, варенья, крюшона, туалетные и др. Изделия комплектов характеризуются единством художественно-конструктивного решения.

Ассортимент посуды для сервировки стола чрезвычайно разнообразен и группируется с учетом всех названных ранее признаков. Основные виды изделий: стаканы, кружки, чашки, бокалы, фужеры, рюмки, бокальчики, графины, кувшины, молочники, вазы для сервировки стола (для фруктов, печенья, конфет, варенья, крема, салата, менажницы), масленки, сахарницы, сухарницы и др.

Декоративные изделия представлены скульптурой, вазами для цветов, туалетными приборами, бокалами в форме рога и др.

Хозяйственную посуду вырабатывают ручным или механизированным методом из бесцветного и полубелого стекла. Ассортимент включает термосы и другие изделия для хранения пищи — крынки, банки для солений и варенья, бочонки, бутылки для хранения жидкостей. Термосы подразделяют по назначению на термосы для жидкостей и пищи (с широким горлом), по вместимости колбы, конструкции и материалу оболочки (металлические, пластмассовые, комбинированные).

Читайте так же:  О причинах популярности обычного стального шестигранника на сайте spb-stal. ru

Кухонная посуда из жаростойкого стекла и ситаллов представлена кастрюлями различной вместимости, формами для запекания, жаровнями, сковородами. Из ситалла вырабатывают наборы кастрюль и комплект «Малыш». Посуду из жаростойкого стекла подвергают закалке и не декорируют. Ситалловая посуда белого цвета с гладкой блестящей поверхностью дополнительно украшается рисунками деколи.

Из чего делают стеклянную посуду

Предназначение тарелок

Без тарелок невозможно представить современную кухню. С первых дней жизни малышей начинают кормить из специальных детских тарелочек. Порции строго выверены, это очень удобно для молодых мам. Тарелки среднего размера очень популярны у людей, ведущих здоровый образ жизни. Они питаются небольшими порциями, и тарелки среднего размера помогают ограничить порцию. Для статусного застолья есть смысл выбрать тончайшие фарфоровые тарелки, которые подчеркнут уровень жизни и намекнут на достаток.

  • Суповые. В такие тарелки наливают супы, солянки, протертые овощные супы. Бывают различных форм – традиционные с плоскими краями и чашеобразные.

Наборы столовых тарелок предпочтительнее, чем отдельные предметы.

  • Десертные. Плоские тарелки небольшим углублением. Среднего размера. Их используют для тортов, пирожных, мороженого, тирамису, суфле. При сервировке стола подбирают однотипные тарелки, чашки и блюдца.

Смотрятся красиво, все одинаковое и в едином стиле.

  • Обеденные. Тарелки предназначены для вторых обеденных блюд. Они не глубокие, среднего размера. В последнее время в моду входят блюда большого диаметра. На них раскладывают мясо, котлеты, рыбу, овощи, гарниры.

Есть комплекты, способные решить все задачи завтрака, обеда и ужина.

  • Подставные. Их иногда называют подстановочными. Используют в качестве подставки под глубокие тарелки. Между ними часто кладут салфетку, чтобы предупредить скольжение.

Подставные тарелки должны быть большего диаметра, чем суповые.

Невозможно передать все многообразие цветов кухонных тарелок и наборов посуды. Это может быть благородный белый фарфор, который подойдет к статусному дому и подчеркнет вкус и благородство хозяйки. Цветные тарелки хороши для дома, где есть маленькие дети.

Яркие цвета всегда поднимают настроение и улучшают аппетит.

Некоторые хозяйки предпочитают выбирать цвет тарелок под цвет кухонного гарнитура. Сейчас в моде зеленая гамма, поэтому выбор фисташкового, оливкового или мятного цвета будет вполне оправдан.

Такой сервиз хорошо покупать для себя и в подарок, если хочется полностью обновить обеденную посуду или обустроить кухню в новой квартире.

Для любителей темных цветов в продаже всегда есть посуда темного и даже черного цвета. Выбор цвета посуды для кухни целиком и полностью зависит от предпочтений членов семьи.

В магазинах можно найти тарелки любого цвета, оттенка и дизайна.

Что нужно знать о наборах тарелок для кухни

Набор посуды для сервировки всегда украшает стол, выглядит стильно и аккуратно. Выбирая, следует иметь в виду, что они бывают трех видов.

  • Минимальные. Набор тарелок для 6 персон. В них входят два вида – обеденные и десертные. Встречаются комплекты из обеденных и подстановочных.
  • Оптимальные. Рассчитаны на 6 и 12 персон. Состоят из четырех видов – пирожковых – для хлебобулочных изделий, плоских закусочных, подстановочных и глубоких для супов и бульонов.
  • Классические. В их состав входят тарелки обеденные, суповые и десертные. Каждого вида по 6 штук и один салатник.

В продаже есть комплекты для повседневного и праздничного применения на две, шесть и двенадцать персон, с дополнительными аксессуарами и без излишеств.

Традиционная форма тарелок для сервировки стола круглая, но последнее время все чаще встречается и квадратная, и треугольная. В продаже можно встретить овальные. Они более всего подходят для сервировки рыбных блюд. Каждая хозяйка выбирает, какие тарелки подходят к ее кухне.

Разновидности столовых тарелок

Чтобы красиво и по всем правилам сервировки накрыть праздничный стол, потребуются не только глубокие и мелкие тарелки, но и много разнообразных видов столовой посуды:

  1. Десертные;
  2. Пирожковые;
  3. Суповые;
  4. Мелкие;
  5. Подставочные;
  6. Глубокий салатник;
  7. Большое блюдо;
  8. Селедочница;
  9. Икорница;
  10. Овальные блюда для рыбы;
  11. Менажница.

Удобно комбинировать, если нужно накрыть стол по всем правилам.

Как выбрать качественный набор тарелок

Определяясь с набором посуды, хозяйка знает, какие тарелки нужны для сервировки. Для начала надо определиться с тем, на какое количество персон будет рассчитан набор. Классические наборы предназначены в основном на 6 персон.

Если планируется большое застолье, то лучше купить два одинаковых набора.

Стеклофарфоровая или стеклокерамическая посуда будет прочной, безопасной и долговечной. Ее можно мыть в посудомоечной машине, не боясь, что она разобьется. Современные материалы надежны и экологичны, такие тарелки не доставят хозяйке дома много хлопот.

Она хорошо переносит перепады температур.

Семьям с высоким уровнем дохода смело можно порекомендовать обратить внимание на набор из белого костяного фарфора. Тонкие фарфоровые тарелки прослужат долго, если с ними бережно обращаться.

Фарфор всегда выглядит достойно, дорого и стильно.

Особенности тарелок для кухни

На каждой кухне найдется множество самых разных тарелок. Наиболее удобны глубокие для первых блюд. Они рассчитаны на одну порцию супа или бульона для взрослого человека. Имеют такую глубину, чтобы черпачок столовой ложки, закрывался целиком. В диаметре от 20 см до 30 см.

Комплектация зависит от количества персон и назначения сервиза.

В полноценном наборе тарелок всегда есть плоские или подстановочные. Их ставят, чтобы капли и крошки не попадали на скатерть. Углубление небольшое, бортики плоские и широкие. Диаметр составляет от 27 см до 38 см. Такие тарелки должны выступать за края основной.

В набор столовой посуды входят тарелки разных видов, блюда, салатники, супники, солонки, соусники и другие предметы для сервировки стола.

Мелкие столовые тарелки используются для вторых блюд. В них подают порционные блюда с гарниром. Специальных тарелок для мяса или рыбы не существует. Следует выбирать наиболее удобную по объему. Это зависит от приготовленного блюда и количества гарнира.

Факторы формирования потребительских свойств и ассортимента стеклянных товаров

Потребительские свойства и основные признаки ассортимента стеклянных изделий формируются на стадии проектирования и конструирования при создании опытных образцов и в процессе серийного изготовления. При разработке новых изделий художник учитывает условия их эксплуатации, метод формования, необходимость обеспечения удобства пользования и долговечности изделий, требования художественного стиля и моды. Исходя из этого, определяют состав и окраску стекла, конфигурацию изделий в целом и в деталях, толщину стенки, способ декорирования и др.

Читайте так же:  Глава росреестра по поручению президента готовят законы — содержать дачи станет дешевле

Опытный образец должен быть точно воспроизведен в серийном (массовом) производстве. Качество его воспроизведения, т. е. качество изготовления изделий, зависит от соблюдения технологии производства.

Сырьевые материалы стекольного производства подразделяют на основные, или стеклообразующие, и вспомогательные.

С основными материалами в состав стекла вводят кислотные, щелочные и щелочно-земельные оксиды.

Видео (кликните для воспроизведения).

Главный кислотный оксид — SiO2 — вводят в стекло через кварцевый песок. Песок должен быть свободен от примесей, особенно окрашивающих (оксиды железа, титана, хрома), которые вызывают голубоватые, желтоватые, зеленоватые оттенки стекла, снижают его прозрачность. С повышением содержания диоксида кремния в стекле улучшаются механическая и термическая прочность, химическая устойчивость, но повышается температура варки.

Оксид бора В2О3 вводят с борной кислотой или бурой. Он облегчает варку, улучшает физико-химические свойства стекла.

Оксид алюминия А12О3 вводят обычно через глинозем. Его добавка способствует повышению прочностных показателей и химической устойчивости стекла.

Щелочные оксиды Nа2О, К2О вводят через углекислые (сода, поташ) или серно-кислые соли. Они понижают температуру варки стекла, облегчают формование изделий, однако уменьшают прочность, термостойкость и химическую устойчивость.

Щелочно-земельные оксиды вводят обычно посредством углекислых солей. Так, оксид кальция вводят через мел или известняк, оксид магния — через магнезит или доломит,оксид свинца — посредством свинцового сурика или свинцового глета.

Оксиды кальция, магния, цинка увеличивают химическую устойчивость и термостойкость изделий. Оксиды бария, свинца и цинка повышают плотность, оптические свойства и поэтому применяются в производстве хрусталя. В производстве стекла широко используют горные щелочесодержащие породы, отходы горно-обогатительных комбинатов, цветной металлургии, доменные шлаки, в больших количествах — стекольный бой.

Вспомогательные материалы облегчают и ускоряют варку стекла, окрашивают и заглушают его. По назначению их подразделяют на осветлители, обесцвечиватели, глушители, красители, восстановители и окислители.

Осветлители способствуют удалению из стекломассы газов, образующихся при разложении сырьевых материалов. Обесцвечиватели погашают или ослабляют нежелательные цветные оттенки.
Глушители (фториды и фосфаты) уменьшают прозрачность и обусловливают белую окраску стекла.

Красители придают стеклу нужный цвет. В качестве красителей используют оксиды или сульфиды тяжелых металлов. Окрашивание может происходить также за счет выделения в стекле коллоидных частиц свободных металлов (меди, золота, сурьмы).

В синий цвет стекло окрашивают закисью кобальта, в голубой — окисью меди, в зеленый — окисью хрома или ванадия, в фиолетовый — перекисью марганца, а розовый — селеном, в сиреневый — окисью неодима, в желтый — окисью церия, сернистым кадмием и др. Особо выделяют красные стекла — рубины: селеновый, медный, золотой.

Как делают правильный хрусталь

Город в городе

У проходной Гусевского хрустального завода нас встречает Галина Власова — наш проводник в мир сверкающих алмазных граней, замысловатых форм и хрупкой роскоши. Галина Михайловна местная, гусевская, вся ее профессиональная жизнь, как и многих горожан, связана с заводом. Начинала у станка, потом получила специальность технолога — училась в вузе без отрыва от производства, а последние несколько лет Власова и экскурсовод, и летописец, и хранитель музейных фондов. Кажется, про секреты мастерства стеклоделия и историю «хрустального города в городе» она знает все. С легкой грустью вспоминает, что когда-то градообразующее предприятие имело в штате 6000 рабочих. Работать на заводе было престижно и выгодно, традиции блюли, новаторство поддерживали.

— Да и сейчас есть чем похвастаться, — патриотично заявляет Галина Михайловна и ведет нас. в магазин.

Торговая точка при ГХЗ — небольшое помещение, а ассортимент достоин масштабных выставочных залов. На витринах — изобилие, разнообразие форм и цветов: вот сапфировая ваза, вот красный бокал, тут черно-белый графин и зеленые рюмки-лафитники. Однако цены «кусачие»: красиво, но дорого.

— Эта работа не может стоить дешево, — уверяет Власова. — Вы сейчас сами увидите, какой это тяжелый труд — на каждом этапе производства. Хотя я не удивляюсь реакции. Мы всех гостей-туристов приводим в магазин. Сначала говорят: «Ой, как дорого!» — а после экскурсии уже считают, что и недорого вовсе. Ведь практически каждое изделие — эксклюзив, ручная работа. И специалисты у нас уникальные.

Один из таких уникальных специалистов — гравер Максим Морозов. Недавно он стал дипломантом Всероссийской выставки-ярмарки народных художественных промыслов «ЛАДЬЯ. Весенняя фантазия-2018».

На завод пришел подмастерьем — вырос в мастера. Азы гравировки осваивал под началом Владимира Анатольевича Митрофанова.

«Келья» Максима заставлена, развернуться негде: в ящиках в ожидании чуда томятся бутыли и вазы. На каждую гравер нанесет тончайший рисунок и все — ручками-ручками.

По миллиметру Максим протравливает хрустальную поверхность оставленных пустыми линз-окон: скоро здесь вырастут деревья, на ветках угнездятся диковинные птицы.

Закладка — по «рецепту»

Переходы, лестницы, коридоры. И вот мы у «мартеновских печей». Галина Михайловна была права: изготовление хрустальной красоты — работа архисложная, тяжелая.

На возвышении-полукружье бурлят печи, поигрывая апельсиновым пламенем. В печных горшках варится стекломасса — основа будущих шедевров.

Сварить хрусталь — как сотворить авторское блюдо. Ингредиенты: смесь песка, поташа и свинца — закладываются в горшок с вечера и строго по «рецепту».

Правильный хрусталь, а именно такой производит Гусевской хрустальный завод, содержит 24% оксида свинца. От плюмбума (свинец по латыни Plumbum; в таблице Менделеева обозначается символом Pb. — Прим. авт.) зависит чистота хрусталя, его звучание и вес: тяжесть элитарной посуде придает именно свинец.

Жар ощущается даже у подножия печей. Наверху и вовсе с непривычки невыносимо. Хрустальную основу варят при очень высокой температуре — 1450 градусов, а придают форму — при 1200 градусах.

Жаростойкие выдувальщики

Возле печей сегодня работает бригада Евгения Гусева. Суеты нет, но все происходит очень быстро. Работает команда, как отлаженный механизм, четко зная, кто и что должен делать в конкретный момент. Иначе нельзя: чуть зазеваешься — весь труд насмарку, да и зевать возле огнедышащих печей и горелок опасно.

Читайте так же:  Как вырастить капусту белокочанную

Из жерла стекломассу достают длинной трубкой. Отточенными движениями переносят к форме, постоянно переворачивают, подкручивают, чтобы стекломасса не утекла и раньше времени не остыла. В каждом движении — четкость.

На одном конце трубки — медовая капля, на другом — резиновая груша, которой подают внутрь капли воздуха. Но если нужно раздуть хрусталь до больших размеров, груши не хватит, и тогда (так было и сто лет назад, и двести) рабочий использует силу своих легких. Вот и сейчас, на наших глазах, молодой крепкий мужчина — помощник бригадира Владимир Катков набирает полную грудь горячего воздуха и через трубку-самодувку отправляет его в сердце будущего хрустального произведения.

В новейшей истории завод сделал ставку на яркость — однотонные цветные изделия или изделия с цветным накладом. В производстве они сложнее, но результат стоит усилий. Мастер опускает бесцветную каплю хрусталя в центробежку, где уже замешан цвет. Ярко и быстро два слоя соединяются: цветной наклад обволакивает бесцвет. Позже наклад украсят рисунком — прорежут грани, сквозь которые засияет прозрачный хрусталь.

Сочетание цветов — самое разное. При нас в горшках варили бирюзу, кобальт (он дает глубокий синий цвет), бесцвет и хрусталь популярного медового оттенка. Для каждого цвета используют особые элементы-красители: селен — для красного, марганец — для фиолетового, медь — для зеленого. Богатую цветовую гамму дают эрбий и неодим: от розового до сиреневого.

Колпак сними, стакан охлади

После того как нужная форма придана, изделие помещают в печь отжига для снятия внутреннего напряжения от высокой температуры и резкого охлаждения. Иначе бокал или ваза разлетятся на мелкие кусочки. Остывать «большой» хрусталь будет долго: крупные формы проведут в печи сутки. Мелкие изделия достаточно на пару часов отправить в лер (для обывателей это устройство выглядит как закрытая коробом лента-транспортер). Внутри лера установлены газовые горелки, которые регулируют температуру, постепенно снижая ее до 40-50 градусов.

Опытный выдувальщик Сергей Дубровин, работающий по соседству с основными силами бригады Гусева, при нас за несколько минут сотворил несколько цветных стаканов. Помощница перенесла их в лер, а оттуда они поступят для дальнейшей обработки.

Для начала стаканы избавят от колпаков — верхней части изделия, где была стеклодувная трубка. Для этого стакан помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки. После среза изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки, достаточна ли толщина у стекла. Все в порядке? Тогда милости просим — на алмазный участок, за бриллиантовыми гранями к мастерам-шлифовщикам.

Глаз — алмаз

На алмазном участке вазы, графины, бокалы обретают привычный для нас вид. Здесь рождается знаменитая мальцовская или, как еще ее называют, гусевская грань, заставляющая свет играть, цвет блистать, а поклонника хрусталя замирать от восторга.

Некоторые рожденные на гусевском заводе узоры стали эталоном стеклоделия. Кольца, ромбы, восьмигранники, пирамиды со срезанной верхушкой и рассеченные крестом. Они плотно покрывают гладкую хрустальную поверхность или, напротив, оставляют «воздух», давая нам возможность всмотреться в спокойную гладь элитного стекла.

На алмазном участке шумно — работают установленные в ряд станки шлифовщиков. На первый взгляд — конвейер, на самом деле — индивидуальный подход к каждому изделию. Работа шлифовщика тонкая, тут глаз-алмаз нужен: линии должны лечь ровно, не испортить рисунка. Кстати, все работники алмазного участка ГХЗ имеют высший шестой разряд — любую операцию могут сделать от начала до конца. Народ опытный!

Но прежде чем приступить к резьбе по хрусталю, надо на чугунной шайбе обработать острые после срезки колпака края изделия, а потом нанести разметку рисунка. Сегодня на разметке работает шлифовщица Елена Масальская. Белым маркером Елена наносит орнамент на вазу-корзинку и передает ее мастеру.

Жужжит алмазный круг, режет хрусталь, в умелых руках шлифовщика вертится ваза, постепенно покрываясь замысловатым узором. Михаил Еремеев на гусевском заводе работает сорок лет. Сколько хрустальной красоты прошло через его станок — подсчитать невозможно, но интерес к работе не потерян. Сейчас, говорит, еще интереснее стало: помимо изделий, выполненных в традиционном мальцовском стиле, ГХЗ выпускает современные — с учетом новых тенденций и спроса.

— С нашими художниками не заскучаешь, — смеется Михаил. — Всегда что-нибудь новенькое придумают! Был заказ на хрустальные ракеты, парусник — сложно, но интересно. Сейчас вот делаю вазу, которую придумала наша молодая художница Березина. У молодежи свое видение, позволяющее заводу идти в ногу со временем.

На алмазном участке мы, кстати, встретились с молодым талантливым художником — Светланой Березиной, лауреатом множества престижных выставок и конкурсов. Светлана — выпускница Петербургской художественно-промышленной академии. Родом из Челябинска, но вот уже несколько лет живет в Гусе, работает на заводе и создает поистине уникальные хрустальные композиции. В своих произведениях Березина использует не только возможности огранки и цвета, но и. дары природы. Веточками, шишками или ракушками по замыслу художника обкладываются формы, в которые заливается огненный хрусталь. Под действием высокой температуры природный материал разрушается и прогорая остается контуром на внешней поверхности хрусталя. Шедевр!

Последний штрих

Чтобы грань стала прозрачной, нужна химобработка. В цехе химической полировки посуду в кассете опускают в ванну с кислотой — она разъедает и полирует стекло. Затем изделие возвращается на шлифовальный участок, где его моют водой и при необходимости наносят уже матовые грани.

Когда все этапы пройдены, продукция подвергается строгому контролю. На торговые прилавки попадет только лучшее, проверенное отделом качества. Начальник ОТК Ирина Глебова знает толк в хрустале: заметит даже незначительные дефекты, безжалостно отправляет хрусталь-неудачник на переплавку или на доведение до ума мастерам-алмазчикам.

— Мы должны поддерживать репутацию, блюсти бренд, — говорит Ирина Николаевна. — Все знают, что гусевской хрусталь — это качество, это красота, традиции и безопасность. Недаром же мошенники, торгующие простым стеклом, пытаются выдать свой товар за наши изделия. Но простое стекло так блестеть не будет, не заиграет, не зазвучит. Да и вес, например, салатника или графина подскажет покупателю, хрусталь он держит в руках или стеклянную подделку.

Читайте так же:  Преимущества профессионального обслуживания кондиционеров

Каждое изделие ГХЗ снабжают логотипом-наклейкой, упаковывают в фирменные коробки и отправляют в магазины. Особо интересные образцы хрустального искусства, копии авторских заказных работ останутся на заводе.

Интересно было бы заглянуть в этот музей хрусталя на производстве. Наш провожатый Галина Михайловна любезно соглашается показать журналистам «ВВ» образцовую.

Это просто праздник какой-то!

В образцовой — образцовый порядок, а собранная коллекция, пожалуй, составит конкуренцию Музею хрусталя. Впрочем, это и есть настоящий музей.

Образцовые кладовые были созданы в 1835 году специальным царским указом, чтобы стать школой для мастеров. За два с половиной века Гусевской завод скопил несметные хрустальные сокровища. Достаточно напомнить, что в 1981 году завод передал в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника около 6500 изделий, которые хранились в кладовой.

Но и сегодня коллекция ГХЗ поражает роскошью и разнообразием экспонатов. В образцовой собраны авторские композиции из цветного хрусталя на отвлеченные темы. Здесь же — выполненные по эскизам художников штофы, графины, фужеры, рюмки, запущенные в массовое производство и снискавшие популярность у покупателей. На почетном месте — заказные сувениры для корпораций, федераций и випов.

Вот, например, большая составная ваза фиолетового цвета с алмазной гранью и портретом патриарха Алексия II. Поодаль — хрустальный символ «Яндекса», призы для музыкантов и артистов, победителей фестивалей и конкурсов. Отдельный стенд — для спортивных наград: боксерские перчатки, баскетбольные мячи и массивный кубок футбольных чемпионов России из стекла высшей пробы. Знаменитую хрустальную сову для знатоков «Что? Где? Когда?» изготавливали тоже в Гусе.

Рассмотреть все экспонаты образцовой кладовой за раз невозможно. Щедрость алмазных граней, доведенных до совершенства, роспись, золочение, сочетание причудливых форм и ярких цветов. В каждой детали, в каждом изгибе застывшего хрустального кружева — мастерство. Побывать в образцовой Гусевского завода — это как окунуться в сказочное зазеркалье, перешагнуть черту между реальностью и фантазией. Реальность, впрочем, такова: гусевской хрусталь — это наше национальное достояние.

Наборы столовых тарелок для кухни

Мы всегда ценим время, которое проводим с близкими людьми. Застолье в доме объединяет всю семью, и хорошая хозяйка стремится сделать все идеально, поэтому тщательно продумывает, чем будет угощать и как красиво накрыть стол. Правильная сервировка не только создает настроение, но и помогает установить особую атмосферу в доме.

Посуда отличается своим разнообразием форм, размеров, материалов изготовления, дизайном.

Опытные хозяйки знают, что для каждого блюда есть специальные тарелки. Эти нюансы уже давно определены правилами этикета. Сейчас не многие придерживаются этих норм, но если хозяйка, выбирая наборы тарелок для кухни, знает, для чего каждая предназначена, то это характеризует ее с хорошей стороны. Такие знания — это признак аристократизма, утонченности и прекрасного воспитания.

Материалы для изготовления столовой посуды

Стеклянная посуда очень недолговечна, она часто бьется. Чтобы не расстраиваться, мы говорим, что это к счастью. Конечно, можно делать тарелки из металла или дерева, но процесс поглощения пищи очень важен для человека. Поэтому так популярны тарелки из стекла, фарфора и фаянса. Традиционные материалы для изготовления посуды.

  • Фарфор. Процесс изготовления фарфора давно известен. Материал прочный, не имеет пор, поэтому поверхность идеально гладкая, практически не трескается и хорошо держит температуру. Фарфоровые тарелки легкие и изящные, их часто расписывают вручную, наносят роспись, перфорацию или объемный декор. Есть заводы, которые производят костяной фарфор, стоимость которого в несколько раз выше обычного. Посуда из него тонкая, изысканная, практически прозрачная на свет. Ценится очень высоко.

Изделия из фарфора более тонкие, но намного прочнее и долговечнее.

  • Фаянс. Качество гораздо ниже – фаянс материал пористый, на нем со временем образуются мелкие трещинки, изделие теряет внешний вид. Поверхность фаянса в обязательном порядке покрывают несколькими слоями глазури. Это повседневная посуда, стоимость ее невысока.

Фаянсовая посуда для сервировки стола лидирует на рынке.

  • Керамика. Изготавливается из разных сортов глины и обжигается в печах при высокой температуре, часто используется для хранения продуктов. Керамическая посуда покрывается лаком или глазурью, часто расписывается вручную. Она долго сохраняет тепло, блюда долго не остывают. Такая посуда не любит резкого перепада температур, от этого она может полопаться. Ее трудно отмыть от жира.

Коричневая керамика популярна в украинской и японской кухнях.

  • Стекло. Самый распространенный и прочный материал для изготовления сервировочной посуды. Стекло способно долго выдерживать высокие температуры, оно безопасно, отлично моется, на нем не скапливаются микробы. Появился новый вид ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­- жаропрочное. Оно не боится воздействия щелочей, кислот и современных моющих средств. Стекло нейтрально к воздействию пищевых продуктов, пища не окисляется и хранится достаточно долго.

Современный набор столовой посуды из стекла удобен в эксплуатации.

  • Стеклокерамика. Современные стеклодувные производства разработали особо прочные виды стекла – стеклокерамика и стеклофарфор. Эти материалы не боятся воздействия высоких температур и перепадов. Такие тарелки легко моются в посудомоечных машинах, их можно нагревать в микроволновых печах. Стеклокерамическая посуда бывает прозрачной, матовой­­­­­, разноцветной. Ее декорируют в различные стили. Они хорошо смотрятся на любой кухне и подходят практически под любой интерьер.

Стеклокерамика по свойствам идентична стеклу, но прочнее и долговечнее.

Известные бренды в сфере производства столовых тарелок

  1. Domenik. Известный российский производитель посуды из стекла и фарфора. Посуда экологически безопасная, пользуется заслуженным спросом.

Компания разрабатывает дизайнерскую посуду в различных стилях.

Посуда ударопрочная. Неизменно пользуется стабильным спросом.

Знаменитый украинский бренд.

Фарфоровая столовая посуда ТМ KRAUFF выполнена из высококачественного революционного материала.

Красиво и стильно подобранные тарелки украшают обеденный стол, создают хорошее настроение и вызывают уважение к хозяйке дома.

Видео (кликните для воспроизведения).

Правильно выбранный набор посуды станет изысканным украшением для кухни и будет долго радовать ее хозяев своим удобством, красотой и качеством.

Источники

Из чего делают цветную посуду
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here